1995 г. Хенлейская регата. Разговор с И. К. Гринько

Хенлейская регата, событие волнительное для любого гребца. Победа на этой регате демонстрирует высочайший уровень мастерства. Особое волнение обусловлено и тем, что заезды проводятся по две лодки, одна из которых (проигравшая) выбывает из дальнейшей борьбы в соревнованиях. Таким образом, чтобы не опозориться необходимо, для начала, хотя бы выигрывать первый заезд, ну а затем бороться за победу в каждом последующем. Для попадания в финал, который состоит всего из двух команд, необходимо побеждать в каждом заезде.

Перед гонками любой зритель и участник может прочитать данные о команде. Например, вес каждого из гребцов, средний вес команды, возраст.

В 1995 году нашему клубному экипажу «Динамо» (Москва/Санкт-Петербург) довелось принять участие в этом престижном соревновании в заезде четверок парных. Так получилось, что все наши друзья по сборной команде примерно в это же самое время участвовали в Люцернской регате. Лишь одна наша команда, составленная из гребцов одного спортивного общества, была направлена в Хенли. По решению тогдашнего Президента Федерации Анушаван Гассан-Джалалова и старшего тренера сборной Александра Шитова, с нами был отправлен наш динамовский тренер Василий Васильевич Дерюгин.

Основными нашими соперниками в том сезоне и на этой регате являлась команда Августа (США). По сути, американские ребята хоть и были сотрудниками одной из пожарных частей – на самом деле, это национальная сборная США. Тренер этой команды, Игорь Константинович Гринько, был нам неплохо знаком и при встрече на берегу рассказал немного о своих ребятах, проанализировал соотношение сил с нашей командой. Со слов Гринько, наш экипаж по технике гребли значительно превосходил его спортсменов. Однако, все те гонки в Европе, в которых нам удалось участвовать и соревноваться с Августой, мы, хоть и совсем немного, но уступали. Мы всегда боролись до самого финиша и порой нас разделяли сотые секунды. Вот, на что тогда, на Хенли, обратил наше внимание Игорь Гинько:

- Гребете вы гораздо лучше. Но что у вас со здоровьем? Какой средний результат на эргометре у вашей команды? У кого из гребцов лучший результат, а у кого худший?

Посмотрев стартовые протоколы регаты, я обратил внимание на то, что средний вес наших соперников, команды Августа - 105кг, средний вес нашей команды составлял - 89кг. Мне стало интересно, каков средний результат на эргометре у Американцев. Со слов Игоря Константиновича в сборной США около 30 человек прошли 2000м быстрее 6 минут, из них человек 10 из 5 минут 55 секунд. В его команде три человека (третий, второй и первый номера) имели результат на эргометре из 5.55, лишь у загребного результат составлял 6 минут. Гринько сказал, что такой результат не очень его устраивает и, вполне вероятно, что за место загребного этой команды в ближайшее время будет конкуренция. Когда Игорь Константинович узнал показатели нашей команды на эргометре он сказал:

- Так это получается, что разница между средним результатом на эргометре 10 секунд в нашу пользу? Удивительно! Мы должны выигрывать у вас на воде секунд 8-10 минимум, а мы еле ноги уносим! Но вот теперь на секундочку представьте, что будет если мои ребята будут добавлять в своем умении грести, в технических навыках. У моей команды есть потенциал и запас прочности. К чемпионату мира мы поедем быстрее. Чтобы вам поехать быстрее, нужно очень правильно спланировать подготовку на последнем этапе подготовки к чемпионату мира. Вам нужно обратить внимание на функциональную готовность. Возможно вы и так почти на пределе, а возможно вам просто нужно пересмотреть методику. Возможно, внимательно оценить и проанализировать пульсовые зоны и процентное соотношение работы в той ли иной зоне. Очень внимательно посмотреть, какой из зон следует уделить особое внимание.

Мне стало интересно, как Гринько планирует подготовку своей команды к чемпионату мира. Игорь Константинович тогда сказал, что для него очень важно чтобы его команда приняла участие в наибольшем количестве Европейских регат. Испытала как можно больше разных соперников. Гонялась в конце каждых двух недель.

- Будем принимать участие во всех Европейских регатах! - сказал Гинько.

В день финала Хенлейской регаты, как всегда на Темзе собралась многотысячная публика. Дамы в шляпах, английские джентльмены и, конечно же, просто зрители. Хозяин дома, в котором проживала наша команда забронировал себе место на сопровождающем заезд катере. Сам он в прошлом автогонщик, как человек азартный, всем говорил, что его команда «Динамо» из России обязательно победит в финале. На финал мы настраивались серьезно. Загребной Юрий Зеликович сказал мне перед стартом:

- Не потеряй первые 5 гребков. Со старта мы должны улететь первыми и поставить Августу в отработку. Постарайся передать импульс с третьего номера на нос лодки, мы должны уйти в отрыв с самого старта.

Все так, по Юриному плану, и сделали. Взяли мощный старт и опередили команду из Америки, поставив ее в отработку. Было видно, что они просто не ожидали такого «наглого» старта и первую половину дистанции казались немного растерянными. Затем, не сразу вышли из отработки и встали на свой ход. По всей дистанции зрители болели именно за нас. Скажу точнее, не за нас, а против американцев. Некоторые выкрики болельщиков порой были на грани фола. На отметке 1600 метров четверка из Америки приблизилась к нам и обе команды стали идти нос в нос. Затем мы снова вырвались чуть вперед. Американцы переключили скорость и мощным гребком стали уходить от нас перед трибунами.

К сожалению, несмотря на финишное ускорение нам не удалось прийти первыми. Нас разделила одна секунда.

Что запомнилось после финиша… Было очень необычно видеть 22 тысячи зрителей на соревнованиях по академической гребле. Конечно, было чувство досады от того, что нам вручают приз не за первое, а лишь за второе место. Но вместе с тем было ясное понимание, что мы сделали все возможное. Стало понятно, что для побед на самом высоком уровне необходимо пересмотреть подготовку. Необходимо создать запас прочности, гоняться и от гонки к гонке, улучшая временные результаты, работать над психологией и совершенствовать техническое мастерство. Также стало понятно, что необходимо больше гонок в борьбе с сильными командами.

Вроде бы очевидные вещи, но не все так просто, как кажется.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо