Какие качества делают обычного тренера великим?

Можно ли перечислить качества, которые делают тренера великим? Я решил, что попробую составить список:

 

1. Уверенность в себе. Психологические приемы

Чтобы другие поверили в то, чему вы учите, вы должны поверить в это сами. Надо быть уверенным в себе и внушать уверенность спортсменам. Уметь подбирать нужные слова для внушения уверенности. Это не следует путать с высокомерием, «шапкозакидательством», которое мешает тренеру совершенствоваться. Уверенность просто означает, что вы верите в свои силы и способности, в правильность вашего плана, в правильность вашей методики и в то, что все это принесет результат в конечном итоге. Умение забирать предстартовое волнение позволяет добавить команде преимущество, а знание того, что вы показывали результат с самыми разными командами, еще больше добавит веры в свои силы вашим спортсменам.

 

2. Последовательность, скурпулезность

Существуют разные стили гребли. Тренер, который проповедует последовательный подход, всегда сможет получить больше от своих спортсменов, чем тот, кто постоянно меняет свой взгляд на греблю и свое видение гребли. Практически любой подход и любой стиль может работать, в случае если вы можете четко определить, как вы хотите, чтобы техника выполнялась, и вы последовательны в том, что вы хотите видеть. Любая методика и любой стиль имеют право на жизнь, главное, чтобы они вообще были.

 

3. Обучение. Тренерский «язык»

Технический рисунок гребли зависит и от того как тренер может объяснить его словами. Хороший тренер должен уметь рассказать о технике гребли разными способами и каждый из этих способов должен быть понятен. Тренер должен уметь по пунктам последовательно разложить и структурировать по порядку гребок, а также тоже самое рассказать, приводя зрительные, абстрактные примеры. Должен уметь передать словами свои собственные ощущения движения лодки, работы весла в воде, расслабления во время фазы подготовки и т.д.

 

4. Твердость

Нужно проводить твердую и трудолюбивую политику. Вы должны избрать жесткую (не жестокую) линию и придерживаться ее — ваши гребцы будут уважать вас, а культура тренировочного процесса и тренировочной дисциплины будут на высоком уровне.

 

5. Адаптивность

Велик тот тренер, который может добиваться результатов даже в самых неприспособленных условиях. Адаптивность - это умение работать с тем, что у вас есть, наиболее эффективным способом. Это не массовое изменение философии или технического подхода. Это способность, которая может выражаться в оперативном изменении настройки весел и лодки в изменившихся погодных условиях, зависимости от размера и веса вашего экипажа. Или пересмотр плана на гонку в ответ на неблагоприятные условия и знание слабых и сильных сторон ваших противников. Это способность заниматься проблемой и, используя доступные инструменты, будь то физические или метафизические, извлекать из ситуации максимум пользы для своей команды невзирая на любые трудности.

 

6. Стандарты, Цели

Необходимо понимать, что для достижения цели необходимо иметь представление о стандартах или критериях, определяющих ваш путь к достижению цели. Необходимо установить своим спортсменам эти стандарты: личный рекорд на эргометре, улучшение результата на воде (на весенних соревнованиях), улучшения скорости бега и т.д. Если конечная цель (цели) ясна с самого начала то, работа, которая требуется для ее достижения будет рассматриваться как естественная часть процесса. Находитесь ли вы на уровне тех стандартов, которые вам нужны в этом сезоне, чтобы достичь поставленной цели? Ответ на этот вопрос поможет.

 

7. Чувство команды

Хороший тренер должен разбирать тренировку команды. Должен уметь рассматривать каждого гребца по отдельности с учетом дальнейшего общего видения команды в целом. Должен находить связи и подбирать те упражнения, которые помогут команде стать единым успешным коллективом.

 

8. Тренер-спортсмен

Бывает так, что самый знающий тренер не сразу может передать все свои знания спортсмену. Вернее, спортсмен не сразу может уловить истинную суть того, чему хотел научить тренер. Тренерские знания — это не просто умение научит вас грести, это конечный результат тщательного рассмотрения каждого аспекта гребка в сочетании с вашим собственным опытом в попытке достичь (осознать, понять, прочувствовать, дойти) технического совершенства.

 

9. Мотивация

Вы должны ставить вашим спортсменам самые высокие задачи. Если вы зададите высокую планку и будете ожидать, что они добьются того, о чем вы их просите, они чаще всего достигнут своего потенциала, то есть успеха. Если вы заверите их, что они не могут прогрессировать быстро, то, скорее всего, они будут довольно посредственными. Вы должны говорить им, что ждете результата и что они должны ставить перед собой цель и добиваться результата.

 

10. Лидерские качества

Вы - лидер. Ваши гребцы хотят смотреть на вас снизу-вверх, и они будут смотреть, если вы будете верны себе и покажете им, что вы просите от них не больше, чем от себя. Если вы делаете все возможное, чтобы помочь им достичь своих целей, они будут подталкивать себя к абсолютному пределу для вас, потому что это будут отношения, основанные на взаимности.

 

11. Велик тот тренер, который может новичка довести до олимпийской медали

Есть много вещей, которые можно было бы добавить к этому списку — он ни в коем случае не является исчерпывающим. Однако, на мой взгляд, это наиболее важные качества, которыми может обладать тренер. Друзья, присоединяйтесь к обсуждению. Мы никого не хотим обидеть. Давайте думать вместе.

 

С уважением, Артем Смирнов

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо