Ленинградский завод спортивного судостроения

Производственное предприятие, выпускавшее учебные лодки для академической гребли, на которых нас учили грести, деревянные весла всех типов жесткости как для новичков, так и для сборных команд, фофаны (пеллы) для народной гребли и катания в парках культуры и отдыха, лыжные палки, с которыми многие из нас делали первые шаги на лыжах, теннисные ракетки "бутерброд" и "сухарь", катера для водно-моторного спорта и многое другое.

ЛЭЗСС (Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения) — предприятие по ленинградским масштабам и небольшое и молодое: оно ведет свою историю с начала 30-х годов, когда рядом с нынешним яхт-клубом ДСО «Водник», на берегу Средней Невки, начала работать шлюпочная мастерская ОСВОДа. Однако справедливости ради нужно отметить, что мастерская эта возникла не на «пустом месте», а по соседству с бывшей верфью Петербургского речного яхт-клуба, — ведущей, если не единственной, в России верфи, специализировавшейся на постройке парусных яхт.

Вскоре после открытия, шлюпочную мастерскую переименовали, и она стала называться верфью «Спортсудостроитель».

Как бы там ни было, в предвоенные годы строили здесь фофаны для парков культуры и городских прокатных станций, лодки для академической гребли, иногда и яхты, а кроме того со все большим размахом изготовляли самый различный спортивный инвентарь и даже мебель.

Большой заслугой мастеров этой верфи была постройка в 1932— 1935 гг. серии крупных крейсерских яхт — четырех парусно-моторных гафельных кэчей водоизмещением по 38 т. Первые две яхты — «Ударник» и «Пионер» сразу же после спуска на воду летом 1934 г. ушли в нелегкое 7000-километровое плавание вокруг Скандинавии, которое продолжалось 65 суток. В дальнейшем эти крейсера ходили в Швецию, Финляндию и Данию, по внутренним путям на Белое море. На них воспитано целое поколение яхтсменов, будущих моряков. В годы Великой Отечественной войны все четыре яхты несли патрульную службу в Невской губе. Две из них после войны были восстановлены, а «Стахановец» (ныне «Россия») и до сих пор находится в строю — служит учебным судном ДСПШ общества «Труд».

В дни блокады Ленинграда большинство рабочих верфи ушло на фронт. Оставшиеся работали на оборону — ремонтировали деревянные боевые катера, делали ящики для мин и снарядов, волокуши для станковых пулеметов. В заводском архиве как реликвии тех лет хранятся рабочие чертежи этой военной продукции.

Важнейшей вехой в послевоенной истории ЛЭЗСС считается 1961 год, когда предприятие получило сегодняшнее название, производство было четко ориентировано на выпуск в Основном спортивных судов и спортинвентаря и переведено в новые просторные цеха, расположенные в другом конце города — у Уткиной заводи, на Охте. Эти места, кстати говоря, тесно связаны с историей судостроения. Здесь в петровские времена селились «привычные к судовой работе» мастера-плотники, собранные со всех концов страны; их руками на партикулярной верфи (против Летнего сада на Фонтанке) и на Охте строились первые яхты для потешного «Невского флота», буера, швертботы и «прочия новоманерные суда»...

Новая производственная база дала возможность заметно расширить выпуск лодок для народной гребли и академических судов, весел для них, лыжных палок, ракеток для игры в настольный теннис и особенно — хоккейных клюшек (хоккей прочно входил в моду).

Кстати о веслах. О том, например, что на XX Олимпиаде наша парная двойка в составе А. Тимошинина и Г. Коршикова одержала блестящую победу, знают многие. Но мало кто знает, что «золотые весла», которыми гребли наши ребята, сделаны мастерами с экспериментального завода на берегу Невы. В весельном цехе нам показали, шаблоны с фамилиями чуть ли не всех известных тренеров по гребле. Вот, например, на шаблоне лаконичная запись: «Делать по Птицыну +50 мм длиннее, вес не более 3,7, жесткость — 95». Когда присмотришься к шаблонам, видно, что все они разные. Каждый чемпион (а в. этом цехе делают весла для сборной страны) гребет своим веслом, конструкция и форма которого отработана годами его совместной работы с тренером.

В начавшемся году экспериментальная группа завода будет заниматься упрочнением весел стеклопластиком. Предполагается первую партию таких менее тяжелых, но более прочных весел раздать в опытную эксплуатацию ведущим гребцам страны.

Коллектив завода не остался в стороне и от развития еще молодого у нас воднолыжного спорта. Пять лет назад (а кажется, это было совсем недавно!) здесь построили первые отечественные катера — буксировщики воднолыжников. Разработкой проектов и внедрением их в серийное производство занималась небольшая конструкторско-экспериментальная группа под руководством В. И. Минина, в прошлом известного спортсмена-водомоторика, чемпиона страны в классе катеров.

Еще несколько лет назад выпускались только считанные единицы фанерных 4,3-метровых мотолодок для проведения тренировок и обслуживания соревнований по гребному и водно-моторному спорту. А теперь в годовых отчетах завода катера составляют 35% валовой продукции. Здесь строятся 6-метровые катера «Нева-С» со стационарным двигателем мощностью 77 л. с., специально предназначенные для буксировки воднолыжников. Большую известность получили 4,8-метровые мотолодки-буксировщики под два подвесных мотора «Вихрь». Скорость их достигает 45—50 км/час; они используются не только для массовой подготовки лыжников (и в частности — для занятий начинающих спортсменов на трассах водного слалома), но и в качестве тренерского судна и т. п.

А на экспериментальном участке нам показывают катера, построенные по самым новым проектам и запланированные к выпуску в ближайшем будущем. Это тримаран с двигателем «М8ЧСПУ-100» мощностью 115 л. с., показавший на испытаниях максимальную скорость 70 км/час. Это мотолодка повышенной мореходности с обводами глубокое V, рассчитанная на установку двух подвесных моторов «Вихрь-М». В КБ завода готовят рабочие чертежи для запуска в серию катера-буксировщика с двигателем «М-53ФУЛ», опытный образец которого показал скорость 60 км/час. Предполагается выпускать этот катер вместо «Невы-С», скорость которого (50—53 км/час) сейчас уже не удовлетворяет спортсменов.

А вот отделывается тримаран (тоже под два подвесных мотора), о скорости которого говорят с прибавлением слова «расчетная»: еще предстоят и спуск на воду, и ходовые испытания опытного образца.

«Высокая скорость с самым тяжелым лыжником на буксире, — рассказывает В. И. Минин, — далеко не единственная наша забота. Конструкторы экспериментальной группы продолжают поиск оптимальных обводов. Ведь каждый вид воднолыжного многоборья — слалом, фигурное катание, прыжки с трамплина — предъявляет свои требования к катеру-буксировщику. Тут и устойчивость на курсе, и поворотливость, и особые данные волны за катером. Решить в одном проекте все противоречивые задачи пока не удалось. Основная трудность — отсутствие мощных малогабаритных моторов. «М8ЧСПУ-100» нас не удовлетворяет, хотя для прогулочных катеров еще и хорош...»

В прошедшем году завод выпустил 250 катеров и мотолодок, а на ближайшие годы — после ввода в эксплуатацию нового цеха площадью 5,5 тыс. м2 — планируется дальнейшее расширение производства. В 1980 г. в валовой продукции завода катера составят уже 50% (это будет примерно 400 единиц в год!). Увеличится объем выпуска и учебно-тренировочных судов для академической гребли. Сейчас ежегодно выпускается около 100 таких судов в год; это «одиночки», «двойки», «четверки».

Недавно Ленинградская верфь ВЦСПС начала постройку парусных катамаранов олимпийского класса «Торнадо». В настоящее время и экспериментальная группа ЛЭЗСС также занята разработкой построечных чертежей этого судна. Как известно, теоретический чертеж монотипа всегда остается неизменным, а вот конструкция и технология постройки могут отличаться и, как правило, на каждом предприятии свои. Удастся ли работникам завода сделать катамаран «Торнадо» лучше, чем на верфи, — покажет будущее. Важно, что здесь рассчитывают на применение самого современного материала — стеклопластика.

По-прежнему ЛЭЗСС строит и будет строить прогулочные шлюпки. Штабеля аккуратно уложенных свежевыкрашенных шлюпок-фофанов — первое, что бросается в глаза, когда вы входите на территорию завода. Шлюпки-одиночки (по цене 102 рубля) и двойки (144 рубля) хорошо известны во многих городах страны, широко используются на прокатных лодочных станциях, турбазах, в домах отдыха. В проспекте написано: «Гребные лодки «Охта» и «Охтинка» предназначены для прогулок, охоты и рыбной ловли по рекам, прибрежным зонам озер и водохранилищ». И эти «фофаны», мало изменившиеся за последние десятилетия, пожалуй, единственный вид продукции, коренного изменения которой не планируется и в будущем.

 

http://www.barque.ru/horizon/1974/leningrad_experimental_factory_sports_shipbuilding



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо