Ленинградский завод спортивного судостроения
Производственное предприятие, выпускавшее учебные лодки для
академической гребли, на которых нас учили грести, деревянные весла всех типов
жесткости как для новичков, так и для сборных команд, фофаны (пеллы) для
народной гребли и катания в парках культуры и отдыха, лыжные палки, с которыми
многие из нас делали первые шаги на лыжах, теннисные ракетки
"бутерброд" и "сухарь", катера для водно-моторного спорта и
многое другое.
ЛЭЗСС (Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения) — предприятие по ленинградским масштабам и небольшое и молодое: оно ведет свою историю с начала 30-х годов, когда рядом с нынешним яхт-клубом ДСО «Водник», на берегу Средней Невки, начала работать шлюпочная мастерская ОСВОДа. Однако справедливости ради нужно отметить, что мастерская эта возникла не на «пустом месте», а по соседству с бывшей верфью Петербургского речного яхт-клуба, — ведущей, если не единственной, в России верфи, специализировавшейся на постройке парусных яхт.
Вскоре после открытия, шлюпочную мастерскую переименовали, и
она стала называться верфью «Спортсудостроитель».
Как бы там ни было, в предвоенные годы строили здесь фофаны
для парков культуры и городских прокатных станций, лодки для академической
гребли, иногда и яхты, а кроме того со все большим размахом изготовляли самый
различный спортивный инвентарь и даже мебель.
Большой заслугой мастеров этой верфи была постройка в 1932—
1935 гг. серии крупных крейсерских яхт — четырех парусно-моторных гафельных
кэчей водоизмещением по 38 т. Первые две яхты — «Ударник» и «Пионер» сразу же
после спуска на воду летом 1934 г. ушли в нелегкое 7000-километровое плавание
вокруг Скандинавии, которое продолжалось 65 суток. В дальнейшем эти крейсера
ходили в Швецию, Финляндию и Данию, по внутренним путям на Белое море. На них
воспитано целое поколение яхтсменов, будущих моряков. В годы Великой
Отечественной войны все четыре яхты несли патрульную службу в Невской губе. Две
из них после войны были восстановлены, а «Стахановец» (ныне «Россия») и до сих
пор находится в строю — служит учебным судном ДСПШ общества «Труд».
В дни блокады Ленинграда большинство рабочих верфи ушло на
фронт. Оставшиеся работали на оборону — ремонтировали деревянные боевые катера,
делали ящики для мин и снарядов, волокуши для станковых пулеметов. В заводском
архиве как реликвии тех лет хранятся рабочие чертежи этой военной продукции.
Важнейшей вехой в послевоенной истории ЛЭЗСС считается 1961 год, когда предприятие получило сегодняшнее название, производство было четко ориентировано на выпуск в Основном спортивных судов и спортинвентаря и переведено в новые просторные цеха, расположенные в другом конце города — у Уткиной заводи, на Охте. Эти места, кстати говоря, тесно связаны с историей судостроения. Здесь в петровские времена селились «привычные к судовой работе» мастера-плотники, собранные со всех концов страны; их руками на партикулярной верфи (против Летнего сада на Фонтанке) и на Охте строились первые яхты для потешного «Невского флота», буера, швертботы и «прочия новоманерные суда»...
Новая производственная база дала возможность заметно
расширить выпуск лодок для народной гребли и академических судов, весел для
них, лыжных палок, ракеток для игры в настольный теннис и особенно — хоккейных
клюшек (хоккей прочно входил в моду).
Кстати о веслах. О том, например, что на XX Олимпиаде наша
парная двойка в составе А. Тимошинина и Г. Коршикова одержала блестящую победу,
знают многие. Но мало кто знает, что «золотые весла», которыми гребли наши
ребята, сделаны мастерами с экспериментального завода на берегу Невы. В
весельном цехе нам показали, шаблоны с фамилиями чуть ли не всех известных
тренеров по гребле. Вот, например, на шаблоне лаконичная запись: «Делать по
Птицыну +50 мм длиннее, вес не более 3,7, жесткость — 95». Когда присмотришься
к шаблонам, видно, что все они разные. Каждый чемпион (а в. этом цехе делают
весла для сборной страны) гребет своим веслом, конструкция и форма которого
отработана годами его совместной работы с тренером.
В начавшемся году экспериментальная группа завода будет
заниматься упрочнением весел стеклопластиком. Предполагается первую партию
таких менее тяжелых, но более прочных весел раздать в опытную эксплуатацию
ведущим гребцам страны.
Коллектив завода не остался в стороне и от развития еще молодого у нас воднолыжного спорта. Пять лет назад (а кажется, это было совсем недавно!) здесь построили первые отечественные катера — буксировщики воднолыжников. Разработкой проектов и внедрением их в серийное производство занималась небольшая конструкторско-экспериментальная группа под руководством В. И. Минина, в прошлом известного спортсмена-водомоторика, чемпиона страны в классе катеров.
Еще несколько лет назад выпускались только считанные единицы
фанерных 4,3-метровых мотолодок для проведения тренировок и обслуживания
соревнований по гребному и водно-моторному спорту. А теперь в годовых отчетах
завода катера составляют 35% валовой продукции. Здесь строятся 6-метровые
катера «Нева-С» со стационарным двигателем мощностью 77 л. с., специально
предназначенные для буксировки воднолыжников. Большую известность получили
4,8-метровые мотолодки-буксировщики под два подвесных мотора «Вихрь». Скорость
их достигает 45—50 км/час; они используются не только для массовой подготовки
лыжников (и в частности — для занятий начинающих спортсменов на трассах водного
слалома), но и в качестве тренерского судна и т. п.
А на экспериментальном участке нам показывают катера,
построенные по самым новым проектам и запланированные к выпуску в ближайшем
будущем. Это тримаран с двигателем «М8ЧСПУ-100» мощностью 115 л. с., показавший
на испытаниях максимальную скорость 70 км/час. Это мотолодка повышенной
мореходности с обводами глубокое V, рассчитанная на установку двух подвесных
моторов «Вихрь-М». В КБ завода готовят рабочие чертежи для запуска в серию
катера-буксировщика с двигателем «М-53ФУЛ», опытный образец которого показал
скорость 60 км/час. Предполагается выпускать этот катер вместо «Невы-С»,
скорость которого (50—53 км/час) сейчас уже не удовлетворяет спортсменов.
А вот отделывается тримаран (тоже под два подвесных мотора),
о скорости которого говорят с прибавлением слова «расчетная»: еще предстоят и
спуск на воду, и ходовые испытания опытного образца.
«Высокая скорость с самым тяжелым лыжником на буксире, —
рассказывает В. И. Минин, — далеко не единственная наша забота. Конструкторы
экспериментальной группы продолжают поиск оптимальных обводов. Ведь каждый вид
воднолыжного многоборья — слалом, фигурное катание, прыжки с трамплина — предъявляет
свои требования к катеру-буксировщику. Тут и устойчивость на курсе, и
поворотливость, и особые данные волны за катером. Решить в одном проекте все
противоречивые задачи пока не удалось. Основная трудность — отсутствие мощных
малогабаритных моторов. «М8ЧСПУ-100» нас не удовлетворяет, хотя для прогулочных
катеров еще и хорош...»
В прошедшем году завод выпустил 250 катеров и мотолодок, а
на ближайшие годы — после ввода в эксплуатацию нового цеха площадью 5,5 тыс. м2
— планируется дальнейшее расширение производства. В 1980 г. в валовой продукции
завода катера составят уже 50% (это будет примерно 400 единиц в год!).
Увеличится объем выпуска и учебно-тренировочных судов для академической гребли.
Сейчас ежегодно выпускается около 100 таких судов в год; это «одиночки»,
«двойки», «четверки».
Недавно Ленинградская верфь ВЦСПС начала постройку парусных
катамаранов олимпийского класса «Торнадо». В настоящее время и
экспериментальная группа ЛЭЗСС также занята разработкой построечных чертежей
этого судна. Как известно, теоретический чертеж монотипа всегда остается
неизменным, а вот конструкция и технология постройки могут отличаться и, как
правило, на каждом предприятии свои. Удастся ли работникам завода сделать
катамаран «Торнадо» лучше, чем на верфи, — покажет будущее. Важно, что здесь
рассчитывают на применение самого современного материала — стеклопластика.
По-прежнему ЛЭЗСС строит и будет строить прогулочные шлюпки.
Штабеля аккуратно уложенных свежевыкрашенных шлюпок-фофанов — первое, что
бросается в глаза, когда вы входите на территорию завода. Шлюпки-одиночки (по
цене 102 рубля) и двойки (144 рубля) хорошо известны во многих городах страны,
широко используются на прокатных лодочных станциях, турбазах, в домах отдыха. В
проспекте написано: «Гребные лодки «Охта» и «Охтинка» предназначены для
прогулок, охоты и рыбной ловли по рекам, прибрежным зонам озер и водохранилищ».
И эти «фофаны», мало изменившиеся за последние десятилетия, пожалуй,
единственный вид продукции, коренного изменения которой не планируется и в будущем.
http://www.barque.ru/horizon/1974/leningrad_experimental_factory_sports_shipbuilding