Межличностные взаимоотношения в команде

Выступая даже в индивидуальных номерах программы, спортсмен, как и вообще любой человек, не может быть в изоляции от окружения. Для командных видов спорта знание межличностных взаимоотношений имеет особое значение. Гребной спорт в большинстве номеров своей программы представлен командами. Командность в гребле совершенно особая, ее нельзя сравнить с командами в игровых видах спорта (некоторая аналогия имеется лишь в велосипедном спорте – гонках на тандемах). Гребные команды – довольно изолированные группы, как правило, без взаимозаменяемости отдельных ее членов не только в ходе соревнования, но и на тренировках. Спортсмены в гребной команде тесно связаны общей деятельностью, которая вне команды невозможна. Практически присущее каждой игровой команде подразделение по ролям (защитники, нападающие, крайние, центровые и пр.) в гребном экипаже сведены до минимума. Все выполняют одну основную задачу - обеспечение скорости движения лодки. Так как гребцы включены в единую систему движений, чрезвычайно трудно оценить эффективность деятельности одного гребца, изолированного от команды.

Однако, внутрикомандное общение не ограничивается только основной спортивной деятельностью. Общение между членами команды продолжается и на берегу. Каждый спортсмен команды и ее тренер привносят в характер межличностных взаимоотношений особенности, связанные с их индивидуальностью. Это определяет свойственный именно этой социальной группе свой микроклимат, групповой статус.

Статус команды не есть нечто незыблемое, раз и навсегда установленное. В результате различных внешних и внутренних обстоятельств отношения в команде претерпевают с течением времени определенные изменения, от направленности которых зависит не только результативность команды, но порой возможность ее существования.

В настоящее время успешность совместной деятельности команды оценивается спортивным результатом. Итог соревнований выявляет, насколько команда в сложных условиях способна проявить свои потенциальные возможности, насколько она в состоянии собраться в решительную минуту, продемонстрировать единую волю, слаженность в действиях.

Так как результативность команды в определенной степени зависит от характера межличностных взаимоотношений в группе, то изучение их позволяет получить представление и о возможностях команды. Одним из распространенных методов определения личностных взаимоотношений в группе (команде) является социометрия. Данный метод основан на том, что каждый член группы постоянно оценивает самого себя и всех участников команды. Выявление таких индивидуальных оценок путем опроса или анкетирования позволяет получить шкалу взаимных оценок, провести ранжирование членов команды по различным признакам.

Обычно учитываются формальные критерии (оценка и взаимное ранжирование по признакам основной деятельности) и неформальные критерии (оценка и взаимное ранжирование по доступным бытовым признакам). Таблица взаимных оценок, включающая и оценку тренера (матрица), позволяет обнаружить в команде не вызывающие сомнения коллизии (столкновения стремлений, интересов), которые могут отрицательно повлиять на спортивную результативность. Например, резкое противоречие в оценке одного из гребцов всей командой и тренером или несоответствие в оценках одного и того же спортсмена по формальному и неформальному критериям.

Суждение о групповых особенностях команды можно получить исходя из итогов обследования индивидуальных особенностей спортсменов (и тем точнее, чем больше количественный состав этой команды). Это возможно лишь в том случае, если такое обследование производится с помощью стандартизованных методов. Наличие определенных норм позволяет выводить средние показатели на любую обследованную группу и проводить далее сравнительный анализ уже средних показателей, сравнивая между собой отдельные группы, команды. Полученные таким образом результаты показывают тренеру, какой тактики ему целесообразно придерживаться в отношениях с командой. Состав участников, особенности отношений в одной команде иногда требуют авторитарно-деспотического стиля руководства тренера, тогда как в другой команде особенности спортсменов вынуждают того же тренера придерживаться либерально-демократических принципов. Таким образом, индивидуальное психологическое обследование гребцов необходимо тренеру как для руководства командой, так и для организации межличностных отношений внутри коллектива. При комплектовании команды очень важно правильно распределить роли внутри коллектива. При решении единой общей цели каждый спортсмен играет в коллективе свою роль, выполняет особые обязанности. Это касается как основной специальной деятельности команды в лодке, так и поведения членов команды в жизни.

Для многих тренеров основная задача формирования команды сводится к нахождению загребного. Трудно указать какой-либо один ведущий признак для определения спортсмена на роль загребного. Нужно говорить о комплексе признаков, которые не могут быть выражены у загребного одинаково. В результате наблюдений за группой загребных высокого класса установлено, что отдельные частные признаки выражены у них в самых разных сочетаниях. Один был великолепным лидером именно благодаря наличию сильных доминирующих качеств и волевого начала. Он буквально заставлял спортсменов в трудные минуты гонки собираться и грести все сильнее и сильнее. Другой загребной был осторожным человеком, отличался великолепной чувствительностью, тончайшим двигательным навыком, и его команда была на высоте, потому что всегда ощущала ход лодки, и это позволяло им эффективно расходовать силы. Типов загребных много, однако выбором загребного комплектование команды не завершается. Не менее важно учитывать и соответственно подбирать гребцов, сидящих за загребным. При формировании команды задача сводится к определению схожих по технике гребли спортсменов, которые должны находиться в одной связке. Если тренер правильно определил место гребца в лодке, то ему надо решить, кто же будет сидеть перед ним и за ним. Только при удачном составлении таких связок – малых групп внутри экипажа, можно решить проблему комплектования команды.

Например, для команды восьмерки задача найти гребца на седьмой номер куда более сложная, чем подобрать загребного. В разных по своему количественному составу командах (в четверках, в двойках) роль загребного не так уж велика, большое значение придается подбору спортсменов, сходным по своим показателям. В безрульных лодках помимо этого должна учитываться еще и роль гребца, выполняющего обязанности рулевого. Чем шире роли и значительнее их «исполнители», чем разнообразнее психологические амплуа спортсменов команды на берегу, тем лучше.

Таким образом, для совместимости и жизнеспособности команды необходимо единство цели, единство небольшого числа основных психологических признаков (устойчивость, уравновешенность, тонкий двигательный навык и высокая мышечно-суставная чувствительность) единство технической и функциональной готовности и в то же время разнообразие вторичных психологических признаков и интересов.

 

Из главы: Психологические основы спортивной подготовки.

«Гребной спорт» Под редакцией И.Ф. Емчука, издательство «Физкультура и спорт» 1976 г.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо