Межличностные взаимоотношения в команде
Выступая даже в индивидуальных номерах программы, спортсмен,
как и вообще любой человек, не может быть в изоляции от окружения. Для
командных видов спорта знание межличностных взаимоотношений имеет особое
значение. Гребной спорт в большинстве номеров своей программы представлен
командами. Командность в гребле совершенно особая, ее нельзя сравнить с
командами в игровых видах спорта (некоторая аналогия имеется лишь в
велосипедном спорте – гонках на тандемах). Гребные команды – довольно
изолированные группы, как правило, без взаимозаменяемости отдельных ее членов
не только в ходе соревнования, но и на тренировках. Спортсмены в гребной
команде тесно связаны общей деятельностью, которая вне команды невозможна.
Практически присущее каждой игровой команде подразделение по ролям (защитники,
нападающие, крайние, центровые и пр.) в гребном экипаже сведены до минимума.
Все выполняют одну основную задачу - обеспечение скорости движения лодки. Так
как гребцы включены в единую систему движений, чрезвычайно трудно оценить
эффективность деятельности одного гребца, изолированного от команды.
Однако, внутрикомандное общение не ограничивается только
основной спортивной деятельностью. Общение между членами команды продолжается и
на берегу. Каждый спортсмен команды и ее тренер привносят в характер
межличностных взаимоотношений особенности, связанные с их индивидуальностью.
Это определяет свойственный именно этой социальной группе свой микроклимат, групповой
статус.
Статус команды не есть нечто незыблемое, раз и навсегда
установленное. В результате различных внешних и внутренних обстоятельств
отношения в команде претерпевают с течением времени определенные изменения, от
направленности которых зависит не только результативность команды, но порой
возможность ее существования.
В настоящее время успешность совместной деятельности команды
оценивается спортивным результатом. Итог соревнований выявляет, насколько
команда в сложных условиях способна проявить свои потенциальные возможности,
насколько она в состоянии собраться в решительную минуту, продемонстрировать
единую волю, слаженность в действиях.
Так как результативность команды в определенной степени
зависит от характера межличностных взаимоотношений в группе, то изучение их
позволяет получить представление и о возможностях команды. Одним из
распространенных методов определения личностных взаимоотношений в группе
(команде) является социометрия. Данный метод основан на том, что каждый член
группы постоянно оценивает самого себя и всех участников команды. Выявление
таких индивидуальных оценок путем опроса или анкетирования позволяет получить
шкалу взаимных оценок, провести ранжирование членов команды по различным
признакам.
Обычно учитываются формальные критерии (оценка и взаимное
ранжирование по признакам основной деятельности) и неформальные критерии (оценка
и взаимное ранжирование по доступным бытовым признакам). Таблица взаимных
оценок, включающая и оценку тренера (матрица), позволяет обнаружить в команде
не вызывающие сомнения коллизии (столкновения стремлений, интересов), которые
могут отрицательно повлиять на спортивную результативность. Например, резкое
противоречие в оценке одного из гребцов всей командой и тренером или
несоответствие в оценках одного и того же спортсмена по формальному и
неформальному критериям.
Суждение о групповых особенностях команды можно получить
исходя из итогов обследования индивидуальных особенностей спортсменов (и тем
точнее, чем больше количественный состав этой команды). Это возможно лишь в том
случае, если такое обследование производится с помощью стандартизованных
методов. Наличие определенных норм позволяет выводить средние показатели на
любую обследованную группу и проводить далее сравнительный анализ уже средних
показателей, сравнивая между собой отдельные группы, команды. Полученные таким
образом результаты показывают тренеру, какой тактики ему целесообразно
придерживаться в отношениях с командой. Состав участников, особенности
отношений в одной команде иногда требуют авторитарно-деспотического стиля
руководства тренера, тогда как в другой команде особенности спортсменов
вынуждают того же тренера придерживаться либерально-демократических принципов.
Таким образом, индивидуальное психологическое обследование гребцов необходимо
тренеру как для руководства командой, так и для организации межличностных
отношений внутри коллектива. При комплектовании команды очень важно правильно
распределить роли внутри коллектива. При решении единой общей цели каждый
спортсмен играет в коллективе свою роль, выполняет особые обязанности. Это
касается как основной специальной деятельности команды в лодке, так и поведения
членов команды в жизни.
Для многих тренеров основная задача формирования команды
сводится к нахождению загребного. Трудно указать какой-либо один ведущий
признак для определения спортсмена на роль загребного. Нужно говорить о
комплексе признаков, которые не могут быть выражены у загребного одинаково. В
результате наблюдений за группой загребных высокого класса установлено, что
отдельные частные признаки выражены у них в самых разных сочетаниях. Один был
великолепным лидером именно благодаря наличию сильных доминирующих качеств и
волевого начала. Он буквально заставлял спортсменов в трудные минуты гонки
собираться и грести все сильнее и сильнее. Другой загребной был осторожным
человеком, отличался великолепной чувствительностью, тончайшим двигательным
навыком, и его команда была на высоте, потому что всегда ощущала ход лодки, и
это позволяло им эффективно расходовать силы. Типов загребных много, однако
выбором загребного комплектование команды не завершается. Не менее важно
учитывать и соответственно подбирать гребцов, сидящих за загребным. При
формировании команды задача сводится к определению схожих по технике гребли
спортсменов, которые должны находиться в одной связке. Если тренер правильно
определил место гребца в лодке, то ему надо решить, кто же будет сидеть перед
ним и за ним. Только при удачном составлении таких связок – малых групп внутри
экипажа, можно решить проблему комплектования команды.
Например, для команды восьмерки задача найти гребца на седьмой
номер куда более сложная, чем подобрать загребного. В разных по своему
количественному составу командах (в четверках, в двойках) роль загребного не
так уж велика, большое значение придается подбору спортсменов, сходным по своим
показателям. В безрульных лодках помимо этого должна учитываться еще и роль
гребца, выполняющего обязанности рулевого. Чем шире роли и значительнее их
«исполнители», чем разнообразнее психологические амплуа спортсменов команды на
берегу, тем лучше.
Таким образом, для совместимости и жизнеспособности команды
необходимо единство цели, единство небольшого числа основных психологических
признаков (устойчивость, уравновешенность, тонкий двигательный навык и высокая
мышечно-суставная чувствительность) единство технической и функциональной
готовности и в то же время разнообразие вторичных психологических признаков и
интересов.
Из главы: Психологические основы спортивной подготовки.
«Гребной спорт» Под редакцией И.Ф. Емчука, издательство
«Физкультура и спорт» 1976 г.