Оптимизация психического состояния спортсмена
Тренер в своей каждодневной педагогической работе непрерывно
сталкивается с многочисленными психологическими вопросами и проблемами, которые
вместе составляют психологическую основу обучения спортивной технике, тактике,
психологическую базу методики спортивных нагрузок. Хотя по сравнению с
длительным тренировочным периодом, соревнование представляет собой эпизод
спортивной подготовки, именно соревнование позволяет реализовать все
накопленное за время тренировок.
В числе важных факторов, обусловливающих общее оптимальное
состояние спортсмена, находится и психическая сфера. Поэтому наряду с такими
факторами, как сон, питание, витаминизация, массаж, баня, физиотерапевтические
процедуры, режим тренировки, необходимо целенаправленно воздействовать на
психику, а через нее - на состояние спортсмена в целом. Несомненно, основы
хорошего гребца в дни соревнований закладываются всем ходом подготовки. И все
же последний предсоревновательный период особенно важен. Излишне нервозная
обстановка, частые раздумья о предстоящем соревновании, волнения и беспокойство
вызывают значительный расход энергии и могут свести на нет все усилия по
обеспечению восстановления, по созданию наряду с техническим, еще энергетического
резерва. В этот период профилактическая психологическая работа, направленная на
оптимизацию состояния и повышение работоспособности гребца (психогигиена),
становится особо важной.
Кроме общей психогигиенической направленности всей
обстановки в команде может осуществляться и специальная психогигиеническая
работа с каждым гребцом. Методы специальной психогигиены и психопрофилактики
различны, но в основном они базируются на принципах самовнушения как наиболее
близкого и естественного для спортсмена. Каждый опытный спортсмен обязательно
использует самовнушение, за частую не зная, что он занят именно самовнушением.
Все мысленные разговоры спортсмена перед стартом, представления предстоящей
гонки, самоприказы – все это самовнушение. Самовнушение, основанное на
уверенности, имеет огромную силу и оказывает влияние на состояние и поступки
спортсмена. Накапливая опыт выступления в ответственных соревнованиях,
спортсмены, как правило, постепенно формируют каждый свою собственную систему
внутренней психологической подготовки к соревнованию и верят именно только в
эту систему, особенно если она хотя бы раз сочеталась с достижением успеха.
Однако такое самостоятельное творчество далеко не всегда приводит к успеху.
Специальная психологическая работа направлена на обучение спортсменов научным
приемам самовнушения и на регулярное использование тех из них, которые
необходимы именно в данной конкретной обстановке.
Наиболее известной системой самовнушения является аутогенная
тренировка и ее различные варианты. В спортивной практике используется система
самовнушения, позволяющая получать успокаивающий или мобилизующий эффект.
Психорегулирующая тренировка (ПРТ) как система самовнушения
может применяться и в гребном спорте. Она в основном направлена на активизацию
и ускорение процессов восстановления. Спортсмен создает у себя состояние
аутогенного погружения – особое состояние, сопровождающееся преобладанием в
организме ассимиляции, накопленной энергии.
Занятие психорегулирующей тренировкой не могут быть
стереотипны для всех спортсменов. Гребец, владеющий определенными приемами,
использует в каждом конкретном случае те из них, которые ему необходимы в
данный момент, в данной конкретной ситуации, исходя из своего конкретного
состояния. Чтобы это выполнялось успешно, необходимо учить спортсменов
анализировать свои ощущения, знать признаки проявления хорошего и плохого
состояния. Только тогда спортсмен сможет целенаправленно использовать те
огромные возможности, которые открывают перед ним психорегулирующие приемы.
Подводя итоги психологических основ спортивной тренировки, следует отметить, что работа тренера с гребцами включает в себя много взаимосвязанных вопросов практической психологии и психогигиены. Для успешной педагогической деятельности тренеру необходимо регулярно получать информацию о спортсмене, собирать объективные данные о его личности, результаты динамических наблюдений за общим состоянием спортсмена. Полученная информация и знания помогут тренеру четко сформулировать свои задачи и определить возможности и пути подготовки гребца высокого класса.
Из главы: Психологические основы спортивной подготовки.
«Гребной спорт» Под редакцией И.Ф. Емчука, издательство
«Физкультура и спорт» 1976 г.