Оптимизация психического состояния спортсмена

Тренер в своей каждодневной педагогической работе непрерывно сталкивается с многочисленными психологическими вопросами и проблемами, которые вместе составляют психологическую основу обучения спортивной технике, тактике, психологическую базу методики спортивных нагрузок. Хотя по сравнению с длительным тренировочным периодом, соревнование представляет собой эпизод спортивной подготовки, именно соревнование позволяет реализовать все накопленное за время тренировок.

В числе важных факторов, обусловливающих общее оптимальное состояние спортсмена, находится и психическая сфера. Поэтому наряду с такими факторами, как сон, питание, витаминизация, массаж, баня, физиотерапевтические процедуры, режим тренировки, необходимо целенаправленно воздействовать на психику, а через нее - на состояние спортсмена в целом. Несомненно, основы хорошего гребца в дни соревнований закладываются всем ходом подготовки. И все же последний предсоревновательный период особенно важен. Излишне нервозная обстановка, частые раздумья о предстоящем соревновании, волнения и беспокойство вызывают значительный расход энергии и могут свести на нет все усилия по обеспечению восстановления, по созданию наряду с техническим, еще энергетического резерва. В этот период профилактическая психологическая работа, направленная на оптимизацию состояния и повышение работоспособности гребца (психогигиена), становится особо важной.

Кроме общей психогигиенической направленности всей обстановки в команде может осуществляться и специальная психогигиеническая работа с каждым гребцом. Методы специальной психогигиены и психопрофилактики различны, но в основном они базируются на принципах самовнушения как наиболее близкого и естественного для спортсмена. Каждый опытный спортсмен обязательно использует самовнушение, за частую не зная, что он занят именно самовнушением. Все мысленные разговоры спортсмена перед стартом, представления предстоящей гонки, самоприказы – все это самовнушение. Самовнушение, основанное на уверенности, имеет огромную силу и оказывает влияние на состояние и поступки спортсмена. Накапливая опыт выступления в ответственных соревнованиях, спортсмены, как правило, постепенно формируют каждый свою собственную систему внутренней психологической подготовки к соревнованию и верят именно только в эту систему, особенно если она хотя бы раз сочеталась с достижением успеха. Однако такое самостоятельное творчество далеко не всегда приводит к успеху. Специальная психологическая работа направлена на обучение спортсменов научным приемам самовнушения и на регулярное использование тех из них, которые необходимы именно в данной конкретной обстановке.

Наиболее известной системой самовнушения является аутогенная тренировка и ее различные варианты. В спортивной практике используется система самовнушения, позволяющая получать успокаивающий или мобилизующий эффект.

Психорегулирующая тренировка (ПРТ) как система самовнушения может применяться и в гребном спорте. Она в основном направлена на активизацию и ускорение процессов восстановления. Спортсмен создает у себя состояние аутогенного погружения – особое состояние, сопровождающееся преобладанием в организме ассимиляции, накопленной энергии.

Занятие психорегулирующей тренировкой не могут быть стереотипны для всех спортсменов. Гребец, владеющий определенными приемами, использует в каждом конкретном случае те из них, которые ему необходимы в данный момент, в данной конкретной ситуации, исходя из своего конкретного состояния. Чтобы это выполнялось успешно, необходимо учить спортсменов анализировать свои ощущения, знать признаки проявления хорошего и плохого состояния. Только тогда спортсмен сможет целенаправленно использовать те огромные возможности, которые открывают перед ним психорегулирующие приемы.

Подводя итоги психологических основ спортивной тренировки, следует отметить, что работа тренера с гребцами включает в себя много взаимосвязанных вопросов практической психологии и психогигиены. Для успешной педагогической деятельности тренеру необходимо регулярно получать информацию о спортсмене, собирать объективные данные о его личности, результаты динамических наблюдений за общим состоянием спортсмена. Полученная информация и знания помогут тренеру четко сформулировать свои задачи и определить возможности и пути подготовки гребца высокого класса.


Из главы: Психологические основы спортивной подготовки.

«Гребной спорт» Под редакцией И.Ф. Емчука, издательство «Физкультура и спорт» 1976 г.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо