Особенности сферы общественных отношений
Межличностные взаимоотношения спортсменов, связи с
окружающими зависят от их индивидуальных особенностей.
Выделяют два признака, указывающих характер взаимоотношений
спортсмена: экстраверсия (при
обращенности человека на среду, на общество), интраверсия (при преимущественной обращенности, внутрь на себя).
Экстраверт - это человек общительный с широким кругом контактов,
непродолжительных знакомств, нуждающийся в обществе и мало склонный к анализу и
самоанализу. Интраверт - это человек с ограниченным кругом продолжительных
привязанностей к нескольким друзьям. Он лучше себя чувствует наедине с самим
собой, больше расположен к самоанализу, внутренним размышлениям и длительное пребывание
на людях его тяготит.
В жизни встречаются значительно чаще люди с той или иной
степенью выраженности одного из этих качеств, иногда даже бывает трудно отдать
предпочтение одному из них (нормоверсия). Тренер должен строить стиль своего
общения со спортсменами с учетом того или иного признака.
Для общественных взаимоотношений в командных видах спорта (в
гребных экипажах) имеет большое значение и то, насколько у спортсмена выражены
лидирующие качества, склонен ли он доминировать и в какой-то мере навязывать
свои решения окружающим, уверен ли он в себе и в правильности своих поступков,
расположен ли «вливаться» и быть незаметным среди окружающих его людей или ему
свойственно держаться несколько высокомерно, создавать дистанцию между собой и
окружающими.
Различные сочетания перечисленных признаков, а также таких
как умение подчинить себя общим интересам, волевой контроль над своими
поступками, конфликтность или наоборот, покладистость - все это приносит в
стиль общения данного спортсмена совершенно определенные индивидуальные черты,
что необходимо учитывать в повседневной работе. Неправильно, например,
замкнутого, интравертированного спортсмена заставлять перед соревнованиями
играть в шумные игры. Это вызовет у него раздражение, снизит его
уравновешенность в предстоящем соревновании. Лучше предоставить такому
спортсмену возможность побыть одному, в тишине, погулять в лесу, почитать
книгу. Спортсмена, отличающегося склонностью к руководству, командованию,
лидированию, лучше выбирать капитаном, если он при этом обладает хорошим
волевым самоконтролем, конфликтен в общении и претендует на особое положение в
группе. Все это, как правило тренеры должны учитывать при формировании гребных
команд. Современные методы психодиагностических исследований позволяют получать
факты, количественно измеряемые данные. Которые могут помочь тренерам в
принятии окончательных решений.
При установлении индивидуальных особенностей личности
спортсмена необходимо сочетать качественные и количественные методы изучения.
Первые из них формируют предложение, вторые подтверждают или отвергают его.
Полученные данные позволяют тренеру индивидуализировать педагогические подходы
к конкретному ученику и тем самым повышают эффективность процесса воспитания
спортсмена и его результативность.
Из главы: Психологические основы спортивной подготовки.
«Гребной спорт» Под редакцией И. Ф. Емчука, издательство
«Физкультура и спорт» 1976 г.