Развитие выносливости

Выносливость – одно из ведущих качеств в гребле. В спортивной практике различают общую, специальную и скоростную выносливость. Под общей выносливостью понимается способность гребца выполнять физическую работу средней интенсивности на протяжении длительного периода времени. Специальная выносливость характеризуется способностью гребца проходить избранную гоночную дистанцию с оптимальной скоростью. Под скоростной выносливостью понимается способность гребца развивать и удерживать высокую скорость на фоне утомления, например при финишировании, ускорениях из тактических соображений и т. д.

Формулируя эти понятия, необходимо указать, что только на базе общей выносливости могут полноценно развиваться специальная и скоростная выносливость. На первых этапах тренировки общая выносливость может быть развита постепенным втягиванием организма в работу, продолжительность которой неуклонно возрастает, а интенсивность остается постоянной. Последующее развитие общей выносливости обеспечивается постепенным переходом к работе большей интенсивности при постоянной ее продолжительности. При дальнейшем повышении интенсивности продолжительность работы начинает убывать. Развитию общей выносливости помогают спортивные игры, лыжные гонки, кроссовый бег и т. д. Переходя к развитию специальной выносливости, обычно прибегают к повторному прохождению серий различных отрезков, которые в сумме не превышают длины 3-6 гоночных дистанций. При этом скорость на тренировочных дистанциях, как правило, не превышает скорости, планируемой в основных соревнованиях сезона. По мере роста тренированности скорость на отдельных тренировочных дистанциях постепенно увеличивается, а интервалы отдыха сокращаются. Сумма тренировочных дистанций также убывает и может быть сокращена на 30-40%.

Скоростную выносливость хорошо развивает гребля с переменной нагрузкой, а также ускорения, совершаемые гребцами по сигналу тренера при неожиданных обстоятельствах, после окончания серии, когда у гребца наблюдаются явные признаки утомления. Для развития специальной и скоростной выносливости используются различные методы: переменный, повторный, интервальный, переменно-повторный, переменно-интервальный и др.

Об уровне развития быстроты в академической гребле можно судить по результату показанному на дистанции 500 м. Высокий уровень развития этого качества дает гребцам возможность показать лучшие результаты на гоночной дистанции при меньших нервно-мышечных затратах.

Исследования (1950 г) легендарного Евгения Сергеевича Салтыкова, одного из создателей первой учебной программы по гребному спорту в СССР, инициатора создания и руководителя кафедры «Лыжного и Гребного спорта» института им. П.Ф. Лесгафта, показали, что чем больше у спортсмена предельно доступная скорость на коротком отрезке, тем лучший результат он покажет на гоночной дистанции, поэтому работа гребца над развитием качеств быстроты и специальной выносливости должна представлять единое целое.

В практике уже давно используют критерий «запаса скорости», который характеризуется соотношением результатов, показанных на 100-метровой дистанции, и средней скоростью прохождения каждых 100 м. на гоночной дистанции. Он определяется формулой: Q=100 T/t .n

Где Q - запас скорости,

Т – время, показанное на основной дистанции,

 t - время, показанное на дистанции 100м,

 n - количество стометровок, составляющих основную дистанцию.

Совершенно очевидно, что с ростом скоростных возможностей (t) возрастает выражение расчетного «запаса скорости» при постоянном Т.

С другой стороны, чем больше реализуются скоростные возможности гребца, тем значительнее уменьшается Q, а следовательно, развивается преимущественно выносливость.

Формула дает возможность определить соотношения между быстротой и выносливостью, влияющие на результат, показанный на гоночной дистанции (быстрота по отношению к выносливости и наоборот). Если провести ряд измерений на 100-метровой и гоночной дистанциях в разные моменты времени (скажем, одно в мае, другое в июне), то, рассуждая далее, мы можем осмыслить критерий, который был предложен С.Т. Клеваком.

Сущность его состоит в следующем: всякое изменение результата на гоночной дистанции содержит в себе совокупность изменения двух физических качеств: быстроты и скоростной выносливости, от которых зависит результат на гоночной дистанции. Если произведено два измерения в разные моменты времени у одного и того же гребца, а Q есть выражение соотношения между быстротой и выносливостью, то из этих двух относительных нам известно конкретное изменение быстроты (отношение исходного результата на 100 м к конечному), происходящее на протяжении того же периода времени, что и изменение выносливости.

Учитывая, что в отличие от быстроты (скорости) выносливость не может быть выражена аналогичным соотношением, ее численное значение выводят вычитанием из выражения конечного «запаса скорости» относительного выражения быстроты (результат 100 м), которое приводит к количественной оценке выражения. Согласно приведенным выше рассуждениям и после несложных математических преобразований

В=Qк-100  t1/tk

Где: В - выносливость, Qк - «запас скорости» (конечная контрольная), t1 - исходный результат на 100 м, t2 - конечный результат на 100 м.

Предложенный критерий позволяет более конкретно определять эффективность применяемых в тренировке средств, т. е. отвечает на вопрос, развитие каких физических качеств улучшает результат. Кроме того, он позволяет более гибко осуществлять планирование тренировочного процесса, внося по ходу процесса необходимые срочные поправки.

ФИС - 1969 г.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо