Том Сталлард: От силы весла до лошадиных сил в Формуле-1
Серебряный призер в составе мужской восьмерки Великобритании
на Олимпийских играх 2008 года в Пекине, Том Сталлард после гребли начал
карьеру в Формуле-1. Сейчас Сталлард является гоночным инженером Формулы-1,
команды McLaren Racing. Помимо этого, он также является голосом испанского
гонщика Карлосоа Сайнса - младшего на радиоэфирах во время гоночных уик-эндов.
Сталлард начал заниматься греблей в возрасте 13 лет вместе
со своим отцом Мэттом, бывшим гребцом Лондонского университета. Он быстро
продвинулся в гребле на самом высоком уровне, участвуя в гонках за
Великобританию на чемпионате мира по гребле среди юниоров в 1996 году, прежде
чем поступить в Кембриджский университет в 1999 году, и начал очень успешную
карьеру гребца.
Его достижения впечатляют. Сталлард принимал участие в четырех университетских лодочных гонках, выступая за Кембридж с 1999 по 2002 год, дважды побеждая, а также был президентом Кембриджа в 2002 году. Он получил свою первую старшую жилетку Великобритании, когда выиграл золото в четверке с рулевым (4+) на чемпионате мира по гребле 2002 года, а также серебро в составе сборной Великобритании на Олимпийских играх 2008 года в Пекине.
Но еще до того, как он начал заниматься греблей, Сталлард
хотел заняться автоспортом. Он изучал автоспорт в Кембридже и имел некоторый
опыт работы в этом виде спорта. Когда Тому позвонили из команды Макларен, решение
было принято быстро.
“Я уезжал из страны
вместе с гребной командой Великобритании в наш предолимпийский тренировочный
лагерь в Сильвретте, Австрия. В тот момент мне позвонили и спросили, когда я
смогу приступить к работе в "Макларене".“
Сразу после Пекинской Олимпиады, в возрасте 30 лет, Сталлард
бросил греблю и присоединился к McLaren.
С McLaren Racing профессиональная карьера Сталларда была
столь же успешной, как и в "восьмерке". Он начал работать над
симулятором водителя, затем стал инженером по производительности бывшего
чемпиона мира Формулы-1 Дженсона Баттона на заводе, затем был повышен до
гоночного инженера для Баттона, Стоффеля Вандорна и в последнее время
испанского гонщика Карлоса Сайнса-младшего.
Гоночный инженер в первую очередь выступает связующим звеном
между командой и гонщиком. Он является единственной точкой контакта для
водителя, когда тот находится в машине, и играет большую роль в определении
настройки автомобиля, что имеет решающее значение для производительности в
течение гоночного уик-энда.
"Большая разница
в том, что в гребле мы склонны полностью сосредотачиваться на спортсмене. У
всех нас одинаковые лодки и одинаковые весла, поэтому мы считаем, что просто
нужно иметь лучший экипаж, чтобы победить. В автогонках большая часть работы водителя
заключается в том, чтобы оценить автомобиль и предложить способы его улучшения.
Мы гораздо больше сосредоточены на том, как получить лучшее от автомобиля и
найти гармонию между водителем и автомобилем. Я думаю, что правильное решение -
это золотая середина между автомобилем и водителем.”
Опыт Сталларда, как бывшего олимпийского призера, был высоко
оценен людьми в McLaren.
“Одна из вещей,
которой вы быстро учитесь в гребле, - это получать лучшее от команды, которая
вас окружает. Это применимо к любому бизнесу, безусловно, и к автогонкам.”
Все еще живя в Хенли-на-Темзе, Сталлард довольно часто ходит
в гребной клуб Леандр, но, по его признанию, уже давно не выходит на воду в
лодке.
“Я уезжаю на столько
гонок, что на самом деле не могу сделать тот уровень гребли, который был бы
удовлетворительным для меня. Я немного скучаю по этому, я скучаю по гоночной
стороне гребли, но я действительно не скучаю по чувству, которое вы
испытываете, когда каждое принятое вами решение делает лодку быстрее или медленнее,
по уровню интенсивности и сосредоточенности, которые вам были нужны в период
профессиональной гребли. “
"Олимпийская
медаль до сих пор остается моим любимым воспоминанием о гонках. Гонка в Пекине,
которой я наслаждался больше всего, была, очевидно, самой жаркой и непростой.
Это была вершина с точки зрения производительности. Мы провели фантастическую
гонку и довольно комфортно обыграли американцев. Жара очень сильно измотала
нас, и, к сожалению, мы не смогли повторить то же самое выступление в день
финала против канадцев.”
В своих воспоминаниях о гребле Сталлард рассказывает, как
ему нравились тренировки в Сильвретте. “Я
был единственным парнем, который действительно не любил Люцерн. Несмотря на то,
что он красивый, он имеет такую вязкую воду, на которой трудно грести.”
Что касается успеха, то Сталлард говорит так: "Есть тесная связь между олимпийской
медалью, золотом чемпионата мира в 2002 году и гребной регатой. Давление на
старте гонки довольно сильное, со зрителями, вертолетами, летающими над вами.
Мне очень понравилось это ощущение.”
Он также вспоминает как работал в двойке с Мэтью Пинсентом,
где я был на загребе, а он на баке. “Это
было довольно забавно, потому что я думал, что единственный способ получить от
него максимум-это поставить скорость очень высокой, поэтому мы гребли около 38,
39 гребков в минуту!”
От силы весла до лошадиных сил в Формуле-1. Том Сталлард
неоспоримо зарекомендовал себя как один из самых уважаемых гоночных инженеров в
Формуле-1.
Carlos Sainz
Jr (ESP) McLaren with Tom Stallard (GBR) McLaren Race Engineer. 01.11.2019.
Formula 1 World Championship,
Rd 19, United States Grand Prix, Austin, Texas, USA, Practice Day.
www.xpbimages.com
По материалам Worldrowing.com