Ушедшая, но не забытая эпоха

Порой с горечью вспоминать то, что было утеряно. Может это мое ощущение, но как-то не по себе становится рядом с заброшенными предприятиями, которые являются историей нашей страны, чья продукция славилась во всем мире. Возможно стоит говорить о настоящем и не погружаться в воспоминания. Однако, чтобы было настоящее, надо знать и помнить свою историю. В Советском союзе было два производственных предприятия, выпускавших лодки и весла для академической гребли: Ленинградский завод спортивного судостроения и опытно-экспериментальный завод спортлодок «Дзинтарс» г. Юрмала. На Ленинградском заводе выпускались учебные лодки и деревянные весла любых видов жесткости.

На «Дзинтарсе» спортивные лодки начали выпускать с начала 50х годов. Изначально делали лодки одиночки. Затем стали выпускать всю «линейку» академических лодок. Производство называлось строительной артелью «Целтниекс». Впервые лодки из Латвии попали в сборную команду СССР в 1956 году. Первые образцы были изготовлены по обводам немецких и швейцарских лодок. Затем появились свои идеи и свои производственные тонкости. Производство стало монополистом отрасли в Советском Союзе. Нигде в стране спортивные лодки такого уровня больше не выпускали. На предприятии работало около 300 сотрудников. Выпускали байдарки, каноэ, академические суда. Для производства использовались красное дерево, авиационная фанера, гондурасский кедр. Было два цеха, один находился недалеко от станции Дубулты (его называли цех на реке) и цех на ул. Слокас. Феноменально, но факт. В год ручным способом производство выпускало до 10000 лодок в лучшие для предприятия годы. При этом огромной стране этого было все равно недостаточно. Изначально тренировочные лодки делали из фанеры, позже их стали делать из пластика (в цехе у реки). Но конечно основной акцент делался на производство эксклюзивных, по специальному заказу лодок для сборных команд. На заводе «Дзинтарс» также делали лодки для сборных команд Болгарии, Чехословакии, Кубы и др. У ГДР, основного конкурента сборной СССР по гребле было свое знаменитое производство пластиковых лодок.

Из мемуаров Антанаса Богданавичуса: «У Рижских мастеров могли бы поучиться лучшие портные. Мы много раз ездили в Ригу на «примерку», и нет ничего удивительного в том, что лодка получилась как раз в пору. Если швейцарские мастера, на лодке которых мы выступали на Олимпиаде в Риме, могли похвалиться своей ювелирной работой, то эта, не уступая в качестве, весила на 5 килограммов меньше».

Из воспоминаний почетного мастера спорта СССР, заслуженного тренера БССР и России Смирнова В.Н.: «На первом Чемпионате Мира 1962 года мы гонялись в двойке с рулевым, ранее сделанной на «Дзинтарсе» под наших товарищей и соперников Зигмаса Юкну и Антанаса Богданавичуса. В тот год они пересели в восьмерку, и мы с напарником получили их лодку двойку с рулевым для участия в мировом чемпионате. Когда мы попали в финал, к нам подошли представители Stempfli и Empacher, они попросили разрешения измерить параметры нашей лодки. Когда лодку взвесили и измерили, то оказалась, что она весит легче, чем некоторые двойки без рулевого. Лодка обладала очень хорошим прокатом. Наши антропометрические данные почти совпадали с данными Зигмаса и Антанаса, по технике гребли мы старались грести как они, только в более высоком темпе. Пожалуй, единственным минусом лодки было то, что из-за более тонкой фанеры, она не была такой долговечной как лодки Еmpacher и Sempfli».

В 1969 году директором завода становится, переехавший из Ленинграда в Ригу Валентин Иванович Морковкин. Морковкин некоторое время работал на Ленинградском заводе спортивного судостроения. Известный гребец с техническим образованием, обладающий опытом работы на производственных предприятиях Ленинграда, на Ленинградском заводе спортивного судостроения (Ленинград, 195272 пр.Уткина д.12 т.21-82-75), на заводе «Арсенал». Он создал предпосылки для нового производственного рывка для завода «Дзинтарс». Опытно-экспериментальный завод спортлодок «Дзинтарс» был поставщиком лодок для нужд спортивных школ по академической гребли всех республик СССР и сборной команды. Сборная СССР по академической гребле занимала лидирующие позиции в мире. В то время лучшие производства находились в Европе. В Швейцарии фирма Stempfli, в Германии Empacher. Все производства деревянных лодок того времени были похожи друг на друга, однако «Дзинтарс» выпускал больше чем европейские коллеги. Это было отечественное предприятие, использующее советское сырье. Вопрос о поддержке предприятия, выпускавшего лодки для сборной решался на самом верху. С подачи Евгения Борисовича Самсонова предприятию была оказана поддержка Алексеем Николаевичем Косыгиным, автором реформ по экономике и производстве, любящим греблю. Латвийские власти также оказывали посильную помощь, не смотря на нахождение достаточно вредного производства в курортной зоне. Надо отметить огромную роль Косыгина в строительстве лучшего в мире гребного канала в Крылатском, на котором лодкам завода «Дзинтарс» довелось завоевывать медали самой высшей пробы.

По объему выпускаемой готовой продукции «Дзинтарс», пожалуй, был номер один в мире. С приходом Морковкина на Дзинтарс у завода не возникало проблем со сбытом продукции. Морковкин, что называется был идеологом разделения серий специального заказа. Спец. заказ был двух видов. Первый –это эксклюзивные лодки под конкретную команду и ее параметры, второй - серийный спец. заказ под средний вес спортсмена. Морковкин не только хранил производственный алгоритм и создавал структуру инженерно-производственных цепочек, но и был на одной волне с тренерами и спортсменами. Алгоритм выглядел примерно так: сначала работали выклейщики, придававшие лодке форму, затем монтажники обшивали каркас фанерой, получался корпус, который затем покрывался лаком. Каждый технологический этап был четко прописан, каждый цех знал свое значение в структуре производства. Словно ателье по пошиву одежды, завод выполнял заказы по параметрам заказчиков. Морковкин искал различные материалы, все время думал, как облегчить лодку, но при этом сделать ее жесткой. Порой, приезжая на регаты, он мог почувствовать стиль гребли того или иного экипажа и понять какая лодка нужна под стиль гребли команды. Всякий раз, отдавая новую лодку спортсменам сборной с завода, обязательно приезжал специалист, для того чтобы своими глазами увидеть лодку в работе. Тоже самое происходило и на примерках, когда мастер с завода по несколько раз приезжал в распоряжение сборной для снятия мерок со спортсменов.

Вместе с главным инженером предприятия, Морковкин сумел создать производственный цикл для изготовления всех классов лодок для академической гребли от одиночки до восьмерки. При этом. все классы судов выпускались во всех линейках: в специальной серии, в серии стандартных спец. заказов и в учебно-тренировочной серии лодок для начального спортивного мастерства.

Когда спортсмен попадал в сборную команду, производились замеры антропометрии каждого из членов экипажа. Лодка создавалась словно костюм в ателье по пошиву одежды. Затем, было освоено изготовление лодок из пластика и уже в конце 70-х годов весел из углеволокна. Лодки специального заказа были созданы для многих великих команд. К слову сказать, команда 4+ Владимира Ешинова выступала на лодке, выпущенной на заводе «Дзинтарс». На Олимпийских играх 1976 года в Монреале на лодке Дзинтарс серебряную медаль завоевала двойка с рулевым в составе: Дмитрий Бехтерев, Юрий Шуркалов, Юрий Лоренцсон (рулевой).

Команда 4+ Жоржcа Тикмерса заняла второе место на Олимпиаде 80. Пожалуй, четверка с рулевым (4+) - это одна из лучших и удачных моделей «Дзинтарс». По специальному заказу для нашей сборной были изготовлены лодки для участия в чемпионате мира в Новой Зеландии в 1978 году. Их еще называли одноразовыми, подразумевалось, что на них отгоняются и оставят в Новой Зеландии. 

Хочется вспомнить ноу-хау знаменитого тренера из Пскова Валерия Прокопенко, идея которого создать четверку, где рулевая будет не на носу или корме лодки, а в середине. Идея была воплощена именно на заводе «Дзинтарс». Перед глазами финиш нос в нос женских восьмерок СССР и ГДР на Олимпиаде 80. Женская восьмерка СССР с загребной Ниной Уманец выступала на лодке «Дзинтарс» и завоевала серебряную медаль. Эта команда побеждала на этой лодке на многочисленных регатах. А еще вспоминаются репортажи о заездах Большой Московской Регаты 80-х годов, которые показывал первый канал Советского телевидения. Почти в каждом заезде тех репортажей участвовали лодки марки «Дзинтарс». Лодки специального заказа, изготовленные на заводе, отличались особой легкостью. Деревянные лодки «Дзинтарс» были не хуже, чем лодки немецких и швейцарских производителей. Затем на верфи в ГДР впервые стали создавать лодки из пластика, а позже была создана прогрессивная сотовая технология, которую применил Empacher. Это видоизменило положение дел на этом рынке спортивных лодок, закрепив за Empacher статуса лидера отрасли.

Из воспоминаний Заслуженного тренера БССР Смирнова В.Н.: «Для команды БССР я заказывал все лодки на заводе «Дзинтарс». Не потому, что Валентин Морковкин был моим товарищем, а потому, что я мог заказать лодку под индивидуальные параметры моих команд, знал, что лодка будет готова к определенному времени».

Заказ для сборной БССР (30.01.1978) пример: (4-) - 2шт, (4+) - 2шт, (1х) - 6шт, (2-) - 5шт.

Из воспоминаний Смирнова В.Н.: «В 1975 году вместе с восьмеркой, где загребным был Владимир Ешинов, мы принимали участие в регате в Манхайме. Вместе с нами тренерами, на этой регате присутствовал и Валентин Морковкин. После гонок к нам подошел представитель Empacher и пригласил нас с Валентином Ивановичем Морковкиным и Леонидом Вадимовичем Драчевским посмотреть производство. Производство было расположено в горах. Я увидел, как кистью на борта лодки из красного дерева наносится подогретый до определенной температуры лак. Обычной кистью, простыми движениями, без каких-либо распылителей. Производство «Дзинтарс» и Empacher как мне тогда показалось, были очень похожи.

А еще я вспоминаю, продолжает В.Н.Смирнов, как Валентин Морковкин привез первую партию весел из углеволокна для четверки Володи Ешинова. Первым их решил испробовать Саша Клепиков, только не в лодке, а на берегу. Положил на паребрик и прыгнул. Весло в дребезги. Получил тогда от меня (Смеется)».

Легендарный завод «Дзинтарс» выпускал 8000 лодок в год (в среднем), пытался наращивать производство до 10000 лодок. К примеру: на верфи Filippi в настоящее время производится в среднем 1600 лодок в год. Как любит говорить синьор Филиппи: «Я не гребец, я предприниматель и на меня работают лучшие инженеры. Я готов делать лодки под индивидуальные параметры заказчика». Валентин Иванович Морковкин был гребец, что называется с именем, при этом производственник, организатор и конечно знаток всех процессов советской экономики.

Иногда и сейчас в эллингах можно встретить деревянные лодки «Дзинтарс». В основном это лодки уже последних серий, так называемых серийных специальных заказов. Возможно, этим лодкам довелось участвовать в первенствах мира среди юношей 80х годов. В дальнейшем Empacher успешно первым применил сотовую технологию и ушел в отрыв от всех мировых производителей лодок того времени. В 80-е годы сборная команда СССР уже чаще использовала лодки Empacher, однако «Дзинтарс» достойно продолжал обеспечивать нужды серийными спец. заказами и тренировочными лодками из пластика. Одним из первых предприятий в мире «Дзинтарс» освоил технологию производства весел из углеродного волокна.

Вспомним имена некоторых сотрудников, которые ковали в разные годы славу предприятия: Главный конструктор Янис Дзелзкалейс, Заместитель начальника по производству Александр Филиппович Панченко, Маковский Вячеслав – мастер производства, столяр-краснодеревщик - Василий Крушка, Михаилов Андрей Николаевич – мастер производства, директор предприятия Валентин Иванович Морковкин.

Среди мастеров предприятия были около 20 мастеров спорта по гребле.

 



Р.S. - Может быть вы встретите некоторые неточности. Мы старались собрать информацию о производстве и лодках, чтобы сохранить добрую память о легендарном предприятии. Возможно, уважаемым читателям получится вспомнить о командах, становившихся чемпионами и призерами международных соревнований на лодках «Дзинтарс».

С уважением, Артем Смирнов



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо