Воспоминания о заслуженном тренере СССР Э. М. Алексеенко

Эдуард Михайлович Алексеенко - яркий представитель «старой» советской тренерской школы. Эрудированный и интеллигентный человек, обладающий прекрасным чувством юмора. Стратег, методист, экспериментатор, психолог, организатор - это те качества, которыми обладал этот тренер. Безусловно, тренерской работе Эдуарда Михайловича следует посвятить отдельную статью. Однако сейчас хотелось бы остановиться на периоде, когда он был старшим тренером юношеской сборной команды СССР по академической гребле. Пожалуй, за весь период он был одним из самых эффективных тренеров юношеской сборной. Тренер - педагог с большим жизненным опытом, хороший организатор, имеющий за плечами опыт подготовки команд чемпионов СССР, победителей и призеров чемпионатов мира. Ранее он доказал умение работать с командами, коллективами разных возрастных категорий. Продолжил славные гребные традиции, заложенные в Московском Авиационном Институте (МАИ) А.М. Шведовым и А.Н. Шебуевым.

В чем суть успеха Алексеенко на должности старшего тренера юношеской сборной? Во–первых, создание структуры команды на годы вперед: отбор, планирование, преемственность гребцов и тренеров, воспитательная работа. Во-вторых, создание межрегиональных связей. Он прекрасно наладил работу с тренерами из регионов. Стреляев А.Г., Брендаков А.А., Захаров В.Е., Беляев Н.В., Гайдук В.П., Аракелян С.Р., Спрогис Р.К., Киллинг М. и другие тренеры, по большому счету, получили путевку в тренерскую жизнь при Алексеенко. Спортсмены команд из числа призеров отборочных соревнований только по спортивному признаку могли усилить ту или иную команду для участия в первенстве мира. Широчайшим образом были охвачены все регионы страны. Никаких особо привилегированных регионов и приближенных тренеров, никаких сборов в «выгодных» для тренера местах, никаких интриг и использования служебного положения в неправильном русле. Все только для результата и во благо команды. Как пример: в команде восьмерке могли выступать спортсмены(ки) из: Эстонии, Украины, Белоруссии, Литвы, Москвы, Ленинграда и РСФСР.


НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ
 
 Э. М. Алексеенко, заслуженный тренер СССР, Москва
 
Вот уже на протяжении ряда лет план юношеской сборной команды СССР по академической гребле начинается со следующих слов: «Целью работы юношеской команды является подготовка качественного резерва для основного состава сборной команды СССР...»
Одной из важнейших задач является и успешное выступление на столь престижном соревновании, как чемпионат ФИСА (первенство мира среди юношей)
Специалистам, без сомнения, ясно, что успешно решить обе задачи достаточно сложно, так как для решения первой — нужны неторопливость, основательность в воспитании базовых физических качеств гребца без форсирования специальной выносливости, а для решения второй — более активные формы подготовки.
К спортивным мероприятиям, проводимым нами для решения этих задач, относятся:
1. Отбор кандидатов.
2. Работа над преемственностью гребцов и тренеров в сборной команде.
3. Координация учебной (по программе средней школы, ПТУ, вуза) и учебно-тренировочной работы (по планам сборной СССР).
4. Воспитательная работа.
В основе работы по отбору кандидатов, проводимой при ежегодном формировании команды, лежат спортивные результаты, показанные спортсменами в различных возрастных группах, и модельные характеристики гребцов, способных показывать высокие результаты на олимпийских играх, чемпионатах мира и чемпионатах ФИСА.
 
Для  наиболее целенаправленного использования генетических возможностей гребца необходимо помнить, что в возрасте до 20 лет в данном виде спорта различают две группы: акселераты (А) и юноши с нормальным развитием (Н). В связи с этим возрастает роль углубленного медицинского обследования, проводимого ежегодно, этапных обследований и особенно текущего врачебного и педагогического контроля. Большое значение имеет и гибкое, «по спортсмену», планирование тренировочного процесса, так как, имея разный генетический потенциал морфофункционального развития, (А) и (Н) требуют и разного отношения к тренировочным нагрузкам. Гребцы (Н) могут с большим успехом участвовать в первенствах мира  среди юношей  ФИСА и в дальнейшем войти в состав основной  сборной СССР, однако  их генетические возможности, как правило, ниже, чем у (А).  Акселераты же после умеренной тренировки в течение ряда лет затянувшегося пубертатного периода,  становясь взрослыми, могут приспосабливаться к возрастающим тренировочным нагрузкам в соответствии со своими росто-весовыми данными. Перспектива у группы (А) предпочтительнее, чем у (Н).
Дифференциация по указанным группам — процесс сложный, не решаемый быстро. Еще более сложным является выработка индивидуальной стратегии подготовки каждого гребца, учитывающей интересы подготовки, как экипажей, так и сборной команды в целом.
В связи с этим мы придаем большое значение привлечению и отбору  в сборную команду юношей, имеющих возрастной запас в 2 — 3 года.
 
Ежегодник «Гребной спорт» 1984 г.


Последнее фото, сделанное Э.М. Алексеенко. Милан 27.07.1997


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо