Яхт Клуб БМП. Из серии про ГДР и ФРГ

Автобус № 93 уходит в рейс из той части Выборгского района Ленинграда, которая в народе зовется СССР (Совсем-Совсем Севернее Ручья). С кольца на Суздальском проспекте 93-й держит путь по территории СССР, потом через ГДР (Гражданка Дальше Ручья), затем он пересекает Муринский ручей и въезжает на территорию ФРГ (Фешенебельный Район Гражданки).  Остановка «Гражданский дом 90», возле трилистника – моя остановка. Забираюсь и ищу место, где поудобней встать. Далее, желтый круглофарый ЛИАЗ неторопливо ползет по Гражданскому в сторону метро Академическая, сворачивает направо, и по проспекту Науки на Светлановский. Конечная цель – северо-запад Ленинграда. Тогда, в отсутствие пробок, этот маршрут занимал около сорока минут. С горки, у завода «Светлана», водитель выключал двигатель и автобус по инерции скатывался с горы на нейтрали. Минуя Светлановскую площадь, ЛИАЗ нырял под железнодорожный мост и, чуть огибая парк Челюскинцев, двигался прямо, затем уходил налево к метро Пионерская. Далее – по Богатырскому, мимо Серафимовского кладбища, к новому корпусу завода ЛОМО. На остановке «Торфяная дорога» автобус пустел, в салоне становилось почти свободно и можно было присесть. Близился конец маршрута. Еще немного вперед по Торфяной, через рельсы мимо железнодорожной станции Новая Деревня и на кольцо, к главному входу в ЦПКИо им. С.М. Кирова.

От конечной остановки автобуса до места тренировки мой дальнейший маршрут проходил через парк ЦПКиО, он же Елагин остров. Иногда встречались ребята из нашей группы, живущие неподалеку, и мы шли вместе. Дальше еще минут 25-30 равномерной пешей прогулки, мимо кафе «Отдых» и чуть левее, плавно огибая пруды к мосту. Зимой, чтобы сократить, ходили через пруды по льду. Вот уже виден Елагин мост.  А дальше полтора километра по набережной Мартынова вдоль Средней Невки, прямиком до Яхт клуба Балтийского Морского Пароходства. Привет, яхт-клуб!

Привет, Безыменный остров!

****

В нашей школе не я единственный, кто ездил в такую даль. Ребята на пару лет постарше занимались в школе парусников ДСО «Водник», а я в секции академической гребли того же ДСО «Водник». Тренером гребцов был мой отец.  Вся инфраструктура и сооружения принадлежали Балтийскому Морскому Пароходству, а вот спортивные секции – гребля и парус, существовали под эгидой «Водника».  На корме каждой из клубных яхт значилось «Я/К БМП Ленинград», на деревянных бортах гребных лодок по трафарету выводилось «ДСО «Водник» Ленинград». В конце 70-х Пароходство затеяло масштабную реконструкцию инфраструктуры своего объекта. На месте сгоревшего деревянного здания Императорского яхт-клуба, правопреемником которого являлось БМП, возник современный главный корпус. Рядом, параллельно друг другу, встали новые эллинги с зубчатыми крышами. За скрытыми выдвижными дверями спрятались вставшие на ремонт яхты. Появились новые мастерские с оборудованием и оснасткой, новые рундуки для хранения снаряжения. Яхтенная марина, по форме похожая на вытянутый ковш или лодочное перо, приобрела укрепленную гранитную набережную с современными причалами для швартовки килевых яхт, в том числе крейсерско-гоночных.  Со стороны Средней Невки набережную тоже одели в гранит, оборудовав слип для выхода небольших шверботов: «Оптимистов» и «Кадетов».  

****

Главное здание яхт-клуба сразу произвело на меня сильное впечатление. Современный минимализм из стекла, бетона и дерева, стилизованный под трехэтажный корабль с палубой и капитанским мостиком. В торцевой части здания вверх уходила прямоугольная башня, с прорезанной по центру прямоугольной оконной полоской, освещавшей внутренние пространства. Башня возвышалась над этажами-палубами, представляя собой ходовую рубку, надстроенную стеклянной смотровой площадкой с балконом и флагштоком. С палубы, точнее крыши, третьего этажа к ходовой рубке вели ступеньки. Стены фасада были облицованы прямоугольными плитками из мраморной крошки. Эти плитки служили основным облицовочным материалом для всех сооружений клуба, в том числе КПП. Бетонные квадраты, похожие на шахматные клетки, застилали внутреннюю площадь перед главным зданием клуба. Окошки-иллюминаторы первого этажа еще больше подчеркивали морскую стилистику архитектурного решения. Второй и третий этажи с витражными окнами в темных алюминиевых стеклопакетах, с террасами и балконами, открывали вид на все стороны света. Штучный архитектурный экземпляр – главное здание яхт-клуба являлось доминирующим сооружением Безымянного острова. Оно как бы находилось в более весомом архитектурном статусе, чем рядом стоящие эллинги и другие строения. При этом, без напыщенной бравады от веса своего административного главенства, не игнорируя вовлеченность в общую морскую концепцию. Во внутреннем убранстве все напоминало о принадлежности к парусному делу, в сочетании с дорогой простотой или изысканным минимализмом. Стены двухцветного холла покрывал сааремский гранит, от центра холла-галереи вверх вела винтовая лестница, над которой стеклянным многогранным куполом парила мансарда со скошенной крышей. Через ее стекла в помещение естественным образом проникал свет. В левом крыле, в корме здания-корабля, находился баскетбольный зал. Лучший среди залов гребных и яхтенных клубов, с отличным паркетом из лиственницы. Рядом, на первом этаже, уютное кафе-буфет, из окон которого открывался вид на Среднюю Невку и Елагин остров.  Здесь витала непринужденная атмосфера: паруса, яхты, катера, гребцы в тонких, как стрела, лодках, закат солнца над стрелкой Елагина острова. Разноплановые люди, мореходы с большим опытом странствий и приключений, рассказы и истории про путешествия и регаты. Это место как будто бы существовало вне сковывающих рамок, присущих ведомственным клубам. Здесь, в обволакивающей как капсула ауре, на время все забывалось. В кафе-буфете – ликер для капитанов в микроскопических наперстках, треугольные бутерброды с икрой: одна часть – красная икра, другая – черная, а по серединке маленькая улитка сливочного масла, лимонад тархун и лимонные эклеры. 

– Вот тебе рубль, сходи в буфет, купи себе лимонад и бутерброды. Если денег не хватит, скажи, что я вечером донесу. Пусть Люба запишет на мой счет, —говорил отец, отправляя меня утолять голод.

Мне было жалко тратить деньги. Зеленый лимонад «Тархун» и полоска с глазурью или коржик – такой обед, которого мне вполне хватало до позднего вечера.

– Со следующей недели будут талоны. После первой тренировки начнете с ребятами ходить обедать в ресторан «Восток». Если талоны останутся, доберете чего-нибудь сладкого к чаю. Ну, там, пирожных разных, – объяснял отец. 

В «Востоке» на свободные талоны наполнялась целая коробка с пирожными: ягодные корзиночки, эклеры, буше, колечки с заварным кремом. Потом пили чай в старинном домике на берегу, летней раздевалке и «резиденции» гребцов.

Необычные посетители яхт-клуба, вероятно, принесенные какими-то шальными морскими ветрами, клубные завсегдатаи, съемки «Лицедеев» Вячеслава Полунина. Тех самых Лицедеев: «Асисяй! Детективо!»

Или: «По утрам надев трусы, не забудьте про часы». 

Вся эта атмосфера притягивала и вдохновляла, даже несмотря на довольно тяжелые тренировки и дисциплину. Европейские спортивный канал, настроенный на прием в кафе-буфете, собирал у экрана любителей тенниса. В баскетбольном зале клуба часто проводили тренировки теннисисты. 

Проходя в тонкой одиночке мимо клубных яхт, я любовался обводами, красотой парусов, дизайном деталей. Моя любимая яхта – клинкерная «Флора» из красного дерева. Она не раз бороздила международные морские просторы, завоевывая трофеи. Восхищали: «Новик» и «Глория», «Альбатрос», «Мир» и «Хортица». Где они только не ходили, ведомые своими отважными капитанами. Но больше остальных я переживал за яхту «Онега», капитаном которой был отец моих старых друзей по даче – Никиты и Ильи Бриллиантовых. 

Мир тесен. Познакомившись на даче недалеко от Ладожского озера, мы даже и не ведали о том, что наши отцы имеют отношение к одному яхт-клубу БМП.  Будьте здоровы, братья Бриллиантовы: Ильюха и «медвежонок» Никитос.

На небольшой парковке перед входом в яхт-клуб иногда стояли необычные автомобили: Фольксваген жук с отполированными, как зеркало, дисками, американские длинные и широкие «блиновозы», отреставрированная «Победа», пучеглазый «Мерседес» кабриолет. Обыденная коммунальная картинка на время куда-то улетучивалась…

****

На втором этаже главного здания находились административные кабинеты и классы парусной школы. Когда-то, еще во времена Императорского речного яхт-клуба, царское правительство выделяло 2000 рублей на обеспечение созданных мореходных классов для обучения штурманов и шкиперов каботажного и дальнего плавания, а также корабельных и шлюпочных мастеров. История Ленинградского Высшего инженерно- морского училища имени адмирала С.О. Макарова берет истоки от мореходных классов Санкт-Петербургского Императорского речного яхт-клуба.

В годы моего детства в стенах яхт-клуба БМП матерые морские волки, продолжая старинные традиции, преподавали юным парусникам навигацию и парусное дело. Но, конечно же, вся основная практика проходит для новичков на воде в «оптимистах» и «кадетах».  У гребцов академистов условия были весьма спартанские. Проект фантастической реконструкции гребной базы только обсуждался и, забегая вперед, скажу, что осуществиться этому проекту не было суждено.  Раздевалка гребцов – отдельное помещение на втором этаже одного из яхтенных эллингов клуба, а вот эллинги с академическими гребными лодками, плоты для выхода на воду и домик боцмана стояли на берегу Средней Невки. Никаких тренажеров, гребных бассейнов, никаких особых условий.  Все в эллинге. В любой мороз работа со штангой, разнообразные упражнения, а паузы заполняются игрой в настольный теннис.  Инвентарь тоже самый скудный. Лодки и весла старые-престарые, но бережно хранимые. Еще одна летняя раздевалка была в старинном деревянном домике, между главным зданием и эллингами гребцов. Говорили, что это единственное здание, уцелевшее со времен основания Императорского речного яхт-клуба еще с 1860 года. По сути своей, памятник регионального значения. На момент 80-х в домике оставалась действующая старинная печь, которую топили дровами. После тренировки чай с лимоном или мятой волшебным образом располагал к разговору. Пирожные из ресторана Восток придавали чаю еще больше волшебства. Деревянное здание, уцелевшее даже в годы войны, в начале 2000-х было «пущено под каток» новыми собственниками.  Жаль, что порой эти самые новые собственники далеки от Петербургских традиций.  

****

Конечно, мой друг Сашка постоянно уговаривал взять его с собой в яхт-клуб.

– Поговори с отцом, чтобы он зачислил меня в группу гребцов. Вдвоем будет интереснее. Да и в дороге веселее, – говорил Саня.

– Ладно, поедем вместе. Только смотри, там будет тяжело, – честно предупреждал я друга.

– Уроки сделаем, пока едем в транспорте, а дома только допишем кое-что. Все успеем, – воодушевленно уверял Саня.

– Конечно успеем, – соглашался я. – Только математику ты мне объяснишь по пути, а то я как-то не все на уроке улавливаю. А ты у нас голова, мыслитель.


Мы ехали в яхт-клуб к 16 часам. Однако, после тренировки и длительных переездов, Сашка заболевал и пропускал школу недели две. Это не останавливало его вновь попытаться приступить к тренировкам. Однажды стратегическим своим умом он рассчитал, что маршрут на 93-м автобусе слишком длинный, а потом слишком много приходится идти через парк и набережную. Он исследовал карту, пересчитал все остановки и выдвинул идею, что нужно использовать другой транспорт и другой маршрут, а именно: сочетание трамвая и метро. Произведенные вычисления показали, что обратный путь с тренировки будет короче и быстрее, если поехать на трамвае номер 6 до метро Выборгская, затем от Выборгской на метро до Академки, а там до дома пару остановок на любом виде транспорта. 

– Я все рассчитал. Обратный путь гораздо быстрее и короче, если использовать мой вариант, – говорил Саня

– Согласен. Нужно пробовать, – поддерживал я.

В итоге вышло наоборот. Ехали мы гораздо дольше. Трамвай шестерка еле полз. Потом застряла на Куйбышева. В общем, по факту путь оказался дольше почти на час по времени, хотя по Сашкиной математике и метражу все складывалось правильно.

– Понимаешь, я считал по оптимистическому, идеальному сценарию. К математике нужно было прибавить жизненные перипетии, – оправдывался Саня.

– Ага, перипетии и казусы всякие. Просто считал бы по… как там его… по пессимистическому сценарию, – отвечал я.

Саня заболел надолго с осложнениями. Больше на тренировки в яхт-клуб он не просился.

****

В 1986 году случилось то, что представить себе не мог никто. Никто и не ведал о плане по сдаче страны группкой негодяев. Убежден, что если и существует тот самый ад, то эти ребята там занимают весомые места среди углей.

Началось все с того, что стали рушится спортивные общества. ДСО «Водник» прекратило свое существование. Проект БМП по реконструкции гребной базы ДСО «Водник» и закупке инвентаря растворился вместе с самим ДСО «Водник».  Вся наша группа гребцов перешла сначала в гребной клуб «Энергия», а затем на «Спартак».

Примерно в конце 90-х лучший яхт-клуб в СССР, а может и в мире, яхт-клуб БМП – правопреемник Санкт-Петербургского Императорского речного яхт-клуба, первого в Российской Империи тоже поменяет собственника….

А спустя годы все, как под копирку. Жилье…



Артем Смирнов 
kbstech.ru


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо