Скромный гений

Спортивную метрологию в Ленинградском училище олимпийского резерва №1 вел Игорь Васильевич Истомин. В институте имени Лесгафта он также преподавал спортметрологию долгие-долгие годы. 

Начну со знакомства. Дело было в учебном корпусе ЛУОР №1 на улице Хлопина. По коридору шел пожилой человек, а за ним, заливаясь смехом, скакала толпа учащихся спортсменов. И картина эта была отчасти схожа с тем, как детвора встречает появление на арене цирка клоуна, например – Олега Попова. Но там, в цирке, радуются и смеются малые дети, а тут уже почти уже осознанные, зрелые юноши.  

Продолжу. По коридору не без труда шел пожилой, сухощавый человек. По виду явно не от мира сего, быть может иномирянин или вернувшийся из путешествия в далекое прошлое. Одет в старый выцветший костюм светло-зеленого цвета, навскидку, еще послевоенный.  Короткие брюки, не закрывающие лодыжки, короткие рукава пиджака. Так бывает, если хозяин костюма из него вырос. Чуть ссутуленная походка и шаркающие неуверенные шаги напоминали о почтенном возрасте. Было заметно отсутствие некоторых пуговиц на рубашке, а те пуговицы, что имелись, находились на разном расстоянии друг от друга. Ботинки – старые истоптанные штиблеты, расшнурованные на одной ноге. Большие очки с толстыми стеклами подчеркивали близорукость. Но между тем, из-под стекол глядели добрые смеющиеся глаза.  То была блаженная улыбка человека, который находится где-то далеко от окружающей его мирской суеты. 

Когда впервые Игорь Васильевич вошел в аудиторию, начались смешки. Он улыбнулся из-под своих толстенных стекол и начал лекцию. Через пару минут все затихли, замерли и слушали, потому что оторваться было едва ли возможно. Игорь Васильевич сразу отметил, что вряд ли удастся овладеть специальными знаниями за столь короткое время, отведенное несколькими занятиями в неделю, поэтому максимально просто он пояснил для чего необходима спортивная метрология. Его лекции были посвящены рассказам об изобретениях, об ученых с которыми приходилось работать. Сознательно упрощенно, он раскрывал разделы метрологии, сопровождая повествование примерами. Рассказывал какими тонкими будут телевизоры будущего, как на одном экране появится несколько изображений и стоп кадр, как телевизор сможет уместиться в кармане брюк и многое другое. Иногда, чувствуя, что аудитория устает, Игорь Васильевич продолжал лекцию на немецком языке, затем переходил на английский, потом на французский и так далее. Так он шутил.  Иногда вдруг начинал читать произведения Александра Сергеевича Пушкина на французском или немецком, белорусском или украинском. Когда все немного взбадривались он говорил дословно следующее:

– Свои лекции я читаю не только вам, мои дорогие друзья. Лекции могу читать на шести языках в разных аудиториях. И мне кажется, что меня хорошо понимают. Недавно читал лекцию, на которой присутствовали представители фирм: Sony, Panasonic, LG. Они задавали мне свои вопросы. Я на них отвечал. Они всегда приезжают обратно и рассказывают мне как внедрили разработку в какой-нибудь новый фотоаппарат или камеру.

Игорь Васильевич не упоминал, что именно его изобретения и советы частенько помогли фирмачам усовершенствовать качество замедленного повтора, стоп кадров, улучшить качество видео- и фотосъемки. Именно его лекции приезжали послушать представители всемирно известных фирм.

Далее Игорь Васильевич, подобно Шерлоку Холмсу, рассказывал о том, что его голова – это чердак, в который складывается только самое важное. Говорил он примерно так: «Свою голову я вынужден заполнять только необходимыми мне знаниями. Лишнее и не нужное я из нее выкидываю».

Затем Игорь Васильевич с улыбкой продолжал:

– Единственное, едва ли могу избавиться от удовольствия поиграть со своим волшебным котом. Делаю движения руками как экскаватор. Вот так: с улыбкой он начинал показывать черпающие движение ладоней друг к другу напоминающие движения экскаватора с двумя ковшами.

– Мой кот наблюдает за тем, как я превращаюсь в экскаватор и боится, – шутил Игорь Васильевич. 

Перед окончанием лекции он напоминал: «Если кому-нибудь хочется задать мне вопросы, оставайтесь после занятий, и я постараюсь подробно на них ответить. 

Оставалась половина аудитории. Вопросы были всяческие. От придурковатых до вполне адекватных. Например: как измеряется высота полета самолета? Как математически рассчитать спортивный результат? Возможно ли установить в беговые кроссовки датчики, измеряющие длину каждого шага, силу отталкивания, среднюю скорость бега и другие параметры. Да так чтобы все это видел и спортсмен, и тренер? Есть ли жизнь на Марсе и куда пропадают воробьи? Ну и все в этом духе. Игорь Васильевич отвечал на все вопросы пока они не иссякали. 

В конце семестра была итоговая контрольная по предмету. Почти все настраивались написать хорошо, но были и те, кто сразу настроился на два балла. Витек Голубев валял дурака.  Пришел в аудиторию взвинченный, шутил над всеми. Пока все хоть что-то писали, Витек рисовал на выданном листочке. В итоге: пара предложений с каракулями. Ох, не ведали мы тогда, что Игорь Васильевич не ставит ни двойки, ни тройки, ни четверки. Он ставил только пятерки.  Витек тоже не знал и уже был настроен получить законные два балла. Когда время истекло, а листочки сдали Игорю Васильевичу, он сложил стопку на своем столе и сказал: «Ребята, подождите немного, сейчас я назову ваши оценки».

Витек хотел было пройтись по аудитории на руках, но Игорь Васильевич сказал: «Ну что ж. Первая работа Виктора Голубева». Витек чуть подпрыгнул, состроил гримасу в предвкушении двойки. Я видел, как Игорь Васильевич держит в своих старческих подрагивающих руках перевернутый вверх ногами Витькин листок и читает или делает вид что читает.

– Ну что ж. Очень неплохо, – произнес Игорь Васильевич, – Не дурно и вполне талантливо. Тут даже схема обтюратора или другого какого-то приспособления в виде борцовского татами приложена.

Витек вдруг стал сосредоточенным, перестал кривляться и приготовился слушать.

– Виктору Голубеву я поставлю пять баллов. Великолепно!

– То есть как. Не понял. Мне что-ль пять баллов или…? – недоумевая  переспросил Витек.

– Именно вам, Виктор, пять баллов, – повторил Игорь Васильевич.

Витек как-то сразу поважнел. Тем временем аудитория с трудом сдерживалась, чтобы не начать кататься по полу от смеха, оценив тончайшим образом выстроенную линию спектакля с психологическим подтекстом.

– Хотел спросить у Вас, Виктор, – продолжил Игорь Васильевич, расплываясь в дружелюбной улыбке, – Не думали ли вы о том, что вам пора призадуматься о научной деятельности? Мне кажется, что у вас может получиться заняться спортивной наукой. Как считаете?

– Я и правда сам давно об этом думаю, – неожиданно серьезно ответил Витек. Все время думаю и думаю. А не заняться ли мне наукой? Пора бы может уже начать свои изыскания. Не решил тему какую выбрать.

– Ну вот и славно, всегда буду рад вам помочь. Приходите к нам на кафедру. Может, начнете практиковаться в биомеханике или спортивной метрологии, – завершил Игорь Васильевич.

Витек был горд своими «феноменальными» знаниями и внезапно открывшимися перспективами. Все остальные «ученые» тоже получили пятерки. 

Но самой сложной задачей студентов в тот день было не лопнуть от смеха.

А ведь Игорь Васильевич мог накричать, осудить Витька. Вообще выгнать из аудитории. Не поставить зачет и так далее. Он этого не сделал. Наоборот, расправил человеку крылья, подарив надежду на мечту о чем-то великом. 

Р.S. Знакомство с Игорем Васильевичем состоялось тогда, когда ему было уже 73 года. Через четыре года он тихо ушел. Без наград, без серебра в кармане, с золотом в душе.



Истомин Игорь Васильевич

06/08/1921-27/01/1998

Краткие данные: Зал славы НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Автор: Устройства для регистрации перемещения спортсмена (1983г.)

Лекция: Кинофототелевизионный метод анализа движения в спорте и физической культуре (1989г.)

В 1947 году закончил Ленинградский институт киноинженеров (Звукооператор, инженер электрик).

1947-1953г. Киностудия «Ленфильм», ассистент звукозаписи оператора.

1953-1971г. ЛИКИ, кафедра звукотехники, преподаватель, старший преподаватель.

1971-1997г. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Много сил положил для аппаратного обеспечения научно-исследовательской деятельности вуза.


А. Смирнов
kbstech.ru


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо