Труд

Труд


Как и во многих других школах Ленинграда, наш кабинет труда находился на первом этаже, с окнами во внутренний дворик. Сама школа – стандартная буква Н.


Труд преподавал Виктор Николаевич Зайцев.


Его можно было охарактеризовать примерно так: в меру строг, справедлив, проповедник советской модели производства с интеллигентными вставками. Крепок, подтянут, опрятные усы, аккуратно уложенные назад волосы. Похож на главного инженера какого-нибудь предприятия. Под халатом однотонная рубашка, жилетка, до локтей нарукавники.


Первым заданием нашему классу было изготовление объемной модели автомобиля из пятимиллиметровой фанеры. В процесс производства были вовлечены наши отцы. В легендарном магазине «Юный техник» на проспекте Луначарского д.104 была куплена фанера, лобзик, выжигательный аппарат, клей «БФ» и другой нехитрый инвентарь для поделок. Всем был роздан однотипный чертеж, но творчество приветствовалось. Отведено время до конца четверти.


К концу четверти одноклассники начали приносить такие шедевры, что словами и передать непросто. Иногда складывалось впечатление, что над некоторыми машинками, в свободное от работы время, трудились целые КБ, «Почтовые ящики» тли отделы НИИ. Мы с отцом тоже мастерили на кухне по вечерам. Модель у нас получилась почти одно лицо с ВАЗ 2108, которой тогда еще не было. Получается, мы с батей опередили время. Шучу, конечно. Самое непростое было сделать оси и колеса так, чтобы машина могла ехать. У нас получилось.


Уроки труда состояли из двух спаренных частей по 45 минут. Первую часть Виктор Николаевич посвящал международной обстановке в мире и положению в стране. Выглядело это примерно так: сначала Виктор Николаевич со всей силы наносил три размашистых удара молотком по своему стальному верстаку, который был и рабочим, и письменным его столом. Весь класс подпрыгивал на стульях, наступала тишина.


–  Товарищи, попрошу тишины, –  начинал Виктор Николаевич, укладывая молоток на верстак.


–  Что же это такое, товарищи, происходит? Вчера я внимательно ознакомился с прессой. Посмотрел телерепортаж о встрече из Рейкъявика, и вот, что я вам скажу, товарищи! Не дело это, когда Рональд Рейган с улыбкой, издевательски похлопывает Михаила Сергеевича Горбачева по плечу. Как мальчишку! Не дело это, товарищи! Не дело! Получается, что мы разоружаемся, идем на уступки, а они нет. Это обман чистейшей воды товарищи. С такой политикой мы далеко не уедем. 


Затем Виктор Николаевич раскладывал по полочкам всю геополитическую картину мира, раскрывая все особенности арабо-израильского конфликта и ситуации на ближнем востоке в целом. Упоминал о челночной дипломатии Киссинджера, затрагивал Афганистан и Китай, не забывая упомянуть про Ясера Арафата.


Почему-то потом рассказ о событиях в мире незаметно трансформировался в рассказ о проблемах родного района. А именно:


– Товарищи, пошли мы тут недавно с женой в новый кинотеатр «Фестиваль». А стулья все изрезаны ножом. Куда катимся, товарищи? Испоганили, подонки, новый кинотеатр. На наши с вами деньги построенный, между прочим.


В завершении первой части урока Виктор Николаевич не обходил стороной разнообразные происшествия и криминал, сообщая примерно следующее:


– Посмотрите какая криминогенная атмосфера в Шуваловском парке! Какой-то изувер в черном плаще и шляпе нападал с ножом и молотком на прохожих. Слава Богу, задержали. Но что в голове-то у злодея, товарищи?


Во второй части урока труда Виктор Николаевич рассказывал о производстве. Потом шла практика. Мы учились вытачивать простейшие детали на токарном станке. В столярном уголке класса на станке вытачивали черенок для лопаты, разные ручки для напильников. Выпиливали лобзиком. Сверлили отверстия в металле, древесине и пластике при помощи станка сверлильного. Напильниками разного сечения и направленности обрабатывали всевозможные детали.


Виктор Николаевич любил подчеркнуть и повторить следующие истины:


– Не дырка, а отверстие, запомни это Завьялов, – говорил Виктор Николаевич, путая меня с Андреем Завьяловым из другого класса.


– Не слесарь, а столяр работает по древесине!


– Клей «БФ» создан не для того, чтобы его пить, а для того, чтобы склеивать деревянные поверхности, никогда не забывай об этом Завьялов!


– По стамеске бьем киянкой, по долото можно и молотком, не путаем надфиль по дереву с надфилем по металлу. Строгаем рубанком, пилой пилим, лобзиком выпиливаем, – обучал нас Виктор Николаевич на второй части урока труда.


За пять минут до конца Виктор Николаевич отводил место ответам на вопросы. Он говорил так: «Товарищи! А теперь, если кому-то что-то было не понятно, задаем вопросы». Мы задавали по мере усталости.


Однажды Серега Перцев спросил без всякого скрытого подтекста и желания поддеть: «Виктор Николаевич, а я вот вчера вас у пивного ларька на улице Вавиловых видел. Вот спросить хотел, какую норму пива можно выпить учителю труда?»


Виктор Николаевич слегка покраснел, выдержал паузу и ответил:


– Нет такой инструкции, в которой было бы указано сколько пива дозволяется выпить порядочному рабочему человеку. Тем более после трудового дня.


– Ну, а вы сколько выпили? – уточнил Серега.


– Одну кружку «Жигулевского», – ответил Виктор Николаевич.


Р.S. Как-то раз, в середине учебного года на урок труда пришла высокая женщина в спортивном костюме. Оказалось, тренер по академической гребле из ленинградского гребного клуба «Знамя». Многие из класса записались и даже начали ходить.


Виктор Николаевич тогда сказал: «Идите ребята, занимайтесь греблей! Глядишь успехи будут. Может хоть одним глазком мир повидаете».


Потом, немного подумав, закончил: «На заводе работать гораздо сложнее».


А. Смирнов


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо