Эволюция спортивных лодок с уключинами

Еще в XVI-XVII вв. английские лодочные верфи строили легкие транспортные и прогулочные лодки. К XVIII в. широкое распространение получили два вида лодок. Первой появилась самая быстроходная из лодок-гичка, предназначенная для распашной гребли обычно для шести гребцов. Так как гребцы рассаживались в «шахматном порядке», то гички строились сравнительно узкими; лодки с крутыми, почти вертикальными бортами назывались «барками». От них берут свое начало современные восьмерки и четверки. Однако для перевозчиков эти лодки были велики. Им требовались универсальные лодки, на которых в зависимости от количества пассажиров можно было бы грести одному, двоим, троим. Гичка же для парной гребли не годилась, так как была слишком узкой и рукоятки весел чрезмерно далеко заходили одна за другую.

Постепенно появился и второй тип транспортной лодки-очень узкой на уровне ватерлинии, но с широким развалом бортов, над которыми еще дальше уходили в стороны уключины. Наибольшее распространение получили лодки, рассчитанные на трех гребцов –«рэнден», вмещавшие четырех пассажиров. Такую лодку можно было использовать как одиночку или как парную или распашную двойку. Лодки этого типа использовались в Англии и в русских клубах еще в начале двадцатого столетия. Из них во 2-й четверти XIX в. Родились первые аутригеры, имевшие деревянные выносы. В 1830г. известный лодочный строитель Гласпер применил металлические выносы. Это нововведение позволило сделать суда узкими не только по ватерлинии, но и на уровне бортов. Так создался тип легких гичек с короткими выносами-«полуаутригеров».

К 40-м годам прочно нашли себе место следующие классы судов: восьмерка, четверка распашная с рулевым, двойка парная и распашная с рулевым, одиночка без рулевого. Кроме того, имелись парные тройки и распашные шестерки, но особого распространения в гонках они не получили. В Англии наибольшей популярностью пользовалась восьмерка; в других странах-до развития собственного производства-четверка.

Сначала все гоночные суда строились с неподвижными банками. Обшивка была клинкерной, из легких древесных пород. Все это и рациональные обводы делали гоночные суда того времени достаточно быстроходными. Например, в 40-х годах прошлого столетия четверка на двухкилометровой дистанции была лишь на 60-70 секунд «тише» современной. Весила она около 90 кг.

В первом русском руководстве по академической гребле, вышедшем в 1861 г. (Н.Х. Вилькинс «Правила гребли и управления лодками»), написано: «За отличный ход для гонок должно почитать, если при расстоянии весла номера восьмого от номера второго на 24 фута и при гребле в 40 ударов в минуту лопасть первого опускается в струйку (т.е. воронку - прим.ред.), сделанную последним». Указанная Вилькинсом скорость, заимствованная из английских источников, составляет 4.86 м/сек. т.е. восьмерка проходила 2000м за 6 мин.50 сек. Это всего на 45-50 секунд хуже результатов 40-50-х годов ХХ века.

После введения выносов сохранились, однако, и лодки и бортовыми уключинами. Они применяются и сейчас (50-60-х гг. ХХ в.) во многих странах, расположенных на морских побережьях.

В 1844г. в Англии была построена первая одиночка с гладкой обшивкой («скифовая»), на которой наружный киль был заменен пером (плавником). Но практически подобные лодки нашли себе применение лишь с середины 50-х годов. На первых порах их малая устойчивость вынуждала гребцов строго сохранять баланс. Легкая гребля на малоинерционных «скифах» требовала удлиненного гребка и способствовала созданию подвижной банки, которая была изобретена в Америке в 1857 г., но сначала признания не нашла. Между тем старый короткий гребок перестал себя оправдывать. Пытаясь увеличить длину проводки, европейские гребцы стали смазывать салом банки. На трусы нашивали кожу и скользили по банкам. Однако при этом гребцы тратили много сил на преодоление трения и быстро уставали. Вторично подвижная банка была изобретена в 1871 г. в Англии и применяется до сих пор. Вначале ход ее был невелик, составлял примерно 20 см. Несмотря на это, скорость лодок довольно резко возросла. Так, результаты на восьмерках на Хенлейской дистанции повысились в среднем на 15 сек. (2111м. против течения). На длинных дистанциях эффект был еще большим. Если сравнить результаты, показанные в матче Оксфорд-Кембридж (6840и.) до и после введения подвижных банок (16+16 встреч), то среднее время улучшилось на 12-13 сек. для каждой тысячи метров.

В середине 40-х годов ХIX в. В США появились вращающиеся уключины на парных лодках. Распашные же суда во многих странах, следуя примеру Англии, долго вооружали неподвижными, т.е. «колковыми», уключинами. При это ссылались на то, что при вращающихся уключинах в конце гребка пропадает характерный стук от удара веретена весла в ближний к корме кочеток уключины. Считали, что этот стук подчеркивает ритм гребка и способствует скорейшему «сгребанию» команды.

Применение подвижных банок было последним принципиальным конструктивным нововведением. С 80-х годов прошлого столетия в основном совершенствовались обводы лодок, снижался их вес и облегчались весла. Корпусам лодок начали придавать каплеобразную форму. Уменьшилась толщина обшивки, деревянные деки были заменены матерчатыми. Все это давало преимущество в скорости.

Суда, построенные в последнем десятилетии мало чем уступают современным.

Примечание: («Скифовая». Интересно, что в Англии в начале XIX века так называли лодки, предназначенные для перевозки тяжелых грузов. Они были короче и шире, но поворотливее, чем пассажирские лодки. Чтобы сделать грузовые скифы более легкими на ходу, клинкерную обшивку заменили впоследствии гладкой. Таким образом, гладкая обшивка была заимствована у транспортных судов.)

 

Гребной Спорт. Под редакцией С.К. Фомина. Издательство «ФиС» стр. 272-273. 1966 г.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо