История гребли в дореволюционной России

В начале ХIХ века на Неве появились военные шлюпки и своеобразные лодки профессиональных перевозчиков. Лодки перевозчиков, или, точнее, речных «извозчиков», были различных типов: парные-одиночки и двойки, распашные двойки.

Для перевозки пассажиров применялись обычно суда двух первых типов. Часто лодки снабжались тентом, далеко не лишним в петербургском климате.

Характерной особенностью всех перевозочных яликов являлись две длинные доски, нашитые вдоль бортов по планширю и сходившиеся далеко за кормою в виде двух своеобразных «усов». Это приспособление (и сейчас применяемое на Алтае при перевозке сена) автоматически предохраняло лодку от перегрузки («усы» погружались в воду и тормозили ход судна). Ежегодно городская управа для профессиональных перевозчиков начала проводить на Неве соревнования на дистанцию около 1150 м (540 саженей). Гонки эти пользовались большой популярностью у населения и отличались хорошей организацией. В первых соревнованиях участвовало 40 яликов с одним гребцом и 8 - с двумя.

Помимо работавших на хозяев профессиональных яличников, в Петербурге, на окраинах города, жило много мелких торговцев и ремесленников, а также промышленных рабочих и отставных матросов. Постепенно среди них появилось много любителей гребли. Когда в 60-х гг. ХIХ века пароходное движение на Неве вытеснило перевозчиков – яличников, городская управа совместно с организовавшимся тогда Речным яхт-клубом стала проводить ежегодные гонки для «неорганизованных» любителей народной гребли». Вместе с гребцами-любителями в особых заездах участвовали гребцы с военных кораблей, пограничной охраны и лоцманской службы. Таким образом, созданная профессионалами-яличниками традиция продолжалась вплоть до 1910 г., привлекая все большее число участников (в 1910 г. в гонке участвовали 122 лодки различных типов).

О том, что техника питерских яличников была достаточно высокой, свидетельствует и такой факт. В первой в истории русского гребного спорта гонке гребцов–любителей летом 1860 г. приняли участие в отдельных заездах профессиональные гребцы, выступавшие на гоночных английских гигах (гиг - гоночная четверка без подвижных банок и выносных уключин, кронштейнов).

В хорошую погоду матросы клуба прошли дистанцию в 2.5 версты с одним поворотом за 12 мин.45 сек. Лучшая же четверка клуба, составленная из гребцов любителей, преодолела ту же дистанцию за 16 мин. 30 сек. Если принять условия прохождения дистанции в проточной воде и интерполировать результат для 2 км, накинув 30 сек. на поворот, то получим для четверки матросов результат в 9 мин.04 сек. - время весьма приличное для тяжелой лодки с бортовыми уключинами и без подвижных банок.

Необходимо, однако, заметить, что исключительно благоприятные географические и экономические условия ставили Петербург на особое место среди русских городов и обеспечили ему совершенно несравнимую с другими городами роль в развитии всех видов гребного спорта.

Все же в ряде крупных приречных городов в ХIХ веке устраивались традиционные гребные гонки с большим количеством участников (Саратов, Казань, Воронеж и др.). Но в условиях полукрепостнической эксплуатации широкое развитие спорта для трудящихся было невозможно.

Гребной спорт мог развиваться лишь в буржуазно-дворянских клубах. Такие клубы в первую очередь появились на побережье Балтийского моря, куда академическая гребля проникала через представителей иностранных «колоний». В Петербурге члены местной Английской колонии еще в 1842 г. разыгрывали приз для одиночников «Серебряные весла» и совершали прогулки на спортивной лодке «Стрела» arrow. Однако неофициальный кружок англичане оформили лишь в 1864 г., уступив пальму первенства русским любителям, организовавшим в 1860 г. Санкт-Петербургский речной яхт-клуб-первенец русского любительского гребного спорта.

На протяжении последующих 30 лет общее количество гребных клубов возросло до 14, из которых академическую греблю культивировали только 8 (Петербург - 4, Москва - 1, Рига - 1,Пярну - 1,Тарту - 1). Остальные клубы академических судов не имели (Воронежский, Киевский, Николаевский, Одесский, Саратовский, Иркутский). В лучшем случае, им удавалось получить учебные одиночки и двойки с полувыносными уключинами. Столичные клубы также не имели качественного инвентаря. Так, например, первые восьмерки появились в Петербурге только в 90-х годах (в Москве к 1910 г.). Причиной такого положения являлась проблема перевозки судов (перевозка лодок по железной дороге обходилась слишком дорого). Например, за транспортировку восьмерки на 1500 км пришлось бы заплатить вдвое больше, чем стоила сама лодка. Да и доставить ее в целостности было очень трудно (перевозка на трех двухосных платформах без автосцепки). Это обстоятельство в значительной мере тормозило развитие отечественного судостроения. Дальнейший рост вплоть до 1912 г. шел еще более медленными темпами. Лишь после неудачного выступления русских спортсменов на Стокгольмской олимпиаде в связи с общим оживлением спортивной жизни наметился некоторый сдвиг в гребле. Ряд периферийных клубов начал понемногу обзаводиться академическим инвентарем (Киев, Екатеринослав, Николаев). Появилось несколько новых клубов, культивировавших греблю на прогулочных судах. Но начавшаяся в 1914 г. война остановила эти довольно робкие начинания. Следует упомянуть, что гребные клубы довольно рано возникли в польских, литовских, и финских городах. Но развивались они обособленно (финны даже на олимпийских играх выступали как самостоятельная нация).

Крайне редко встречались на соревнованиях и русские гребцы из разных городов. Вплоть до 1889 г. таких встреч состоялось только 3 (в 1872 г. - между четверками Москвы и Петербурга, 1885 г. - между четверками Петербурга и Риги, в 1889 г. поездка московских одиночки и четверки в Петербург). В 1890 г. для оживления спортивного общения между городами руководители петербургских клубов попытались организовать в своем городе традиционную гонку с привлечением участников из-за рубежа. Первая международная гонка состоялась, но ни одна из иностранных организаций (Комитет Хенлейской гонки и Гамбургский гребной клуб) своих команд не прислали. Приехали лишь москвичи и рижане. В следующем году международная гонка не привлекла даже этих иногородних участников. Тогда было принято решение переименовать ее в «Гребную гонку гребцов–любителей», а в программу внести приз «Первенства России для лодок одиночек». Был создан общегородской комитет для проведения гонки. Таким образом петербургские гребцы стали застрельщиками проведения регулярных встреч между городами. В 1908 г. на базе Комитета гребной гонки возник Всероссийский союз гребных обществ (ВСГО), объединивший 11 гребных клубов. Несколько позднее в союз вошло еще 2 клуба. Материал, опубликованный в ежегоднике ВСГО, показывает, как слаба была еще в тот период академическая гребля. Все входившие в ВСГО общества в 1911 г. имели гоночных скифов: восьмерок-7, четверок с рулевым-9, четверку без рулевого-1, двоек всех классов-5, одиночек-16. Правда, гоночных и тренировочных и тренировочных клинкеров насчитывалось значительно больше. Первые парные двойки без рулевого появились лишь с 1910 г., распашных же двоек без рулевого не было совсем. Соревнования на них начали проводиться лишь после Великой Отечественной войны.

В том же 1911 г. в России насчитывалось всего лишь 76 старших и 126 младших гребцов. Организация ВСГО в то время способствовала развитию гребного спорта. В значительной мере расширились междуклубные и междугородные встречи. Все клубы ВСГО стали проводить свои открытые гонки, учреждая в них переходящие призы. Для «Большой гонки Союза», в которую была переименована «Гонка гребцов–любителей», ВСГО начал создавать фонд союзных судов. Суда эти предназначались для приезжающих на гонку иногородних гребцов.

Но тем не менее, деятельность ВСГО страдала кастовой ограниченностью. Союз по существу работал лишь в интересах тех немногих академических клубов, которые он представлял. Никакой работы по вовлечению периферийных клубов в союз не проводилось. За все время до начала войны (1908-1914 гг.) количество гребцов, входивших в ВСГО, почти не увеличилось. Союз, правление, которое состояло из натурализировавшихся в России иностранцев и лиц иностранного подданства, твердо придерживался устарелого английского правила любительства: не принимать в клуб людей, занимающихся физическим трудом. Именно поэтому в 1908 г. на впервые устраивающуюся «Большую гонку Союза» не была допущена четверка Гельсинфоргского гребного клуба, в составе которой имелся почтальон. В отказе приводилась и вторая мотивировка: Гельсинфоргский гребной клуб не входил в состав ВСГО, хотя Финляндия и являлась частью Российской империи. В международном спорте она пользовалась правами отдельной страны и имела свой национальный олимпийский комитет.

Непонимание правлением ВСГО широких интересов русского гребного спорта особо ярко проявилось в 1913 г. во время проведения Первой русской олимпиады в Киеве. После Стокгольмской олимпиады, бесславно кончившейся для России, даже царское правительство поняло, что необходимо усилить спортивную работу. По инициативе русского олимпийского комитета было принято решение ежегодно проводить русские олимпиады. Первая из них состоялась летом 1913 г. в Киеве и по замыслу организаторов-киевлян должна была включить академическую греблю. Однако местные гребцы не могли предложить иногородним участникам ничего кроме одиночек-клинкеров, учебных парных двоек («полуаутригеров») и байдарок одиночек. По настоянию ВСГО олимпийский комитет исключил греблю из программы, так как гребцы из академических клубов не пожелали выступать на таком инвентаре. Несмотря на это, киевляне не сложили рук после отказа и организовали приуроченные к олимпиаде соревнования, в которых, кроме хозяев приняли участие гребцы Екатеринослава (Днепропетровска), Каменского (Днепродзержинска), Ростова-на-Дону.

За все время существования гребли в царской России после 1890 г. так и не удалось наладить регулярных встреч с зарубежными спортсменами. Однако единичные случаи выступления русских гребцов за рубежом имели место. В 1896 и 1897 гг. четверка, парная и одиночка Санкт-Петербургского гребного общества (в составе одних и тех же 4 гребцов) выезжали в Гамбург на крупнейшую в то время немецкую регату. Первая поездка была неудачной, а в1897 г. парная двойка (Ф.Кребс, М. Пфеффер - загребной) пришла второй. В 1899,1901,1905, и 1906 гг. состоялись встречи сильнейших четверок Петербурга и командой Гельсинфорского гребного клуба. Общий счет был 3:1 в пользу финнов. В дальнейшем за рубежом выступали лишь одиночные гребцы. Из них Микхель Кузик - чемпион России 1910,1911 и 1913 гг., дважды в условиях сильной международной конкуренции выиграл первенство Голландии (1908 и 1910 гг.). Его выступления на Стокгольмской олимпиаде в 1912 г. и в том же году на Хенлейской регате прошли менее удачно, но все оба раза русский гребец доходил до полуфинала. В 1913г. Кузик завершил свои зарубежные выступления выигрышем первенства Оксфордского университета, где он в то время учился. Другой русский гребец - А.Переселенцев, чемпион России 1908 и 1909 гг., выступая в 1913 г. за Францию в парной двойке, стал чемпионом Европы в этом классе судов. В том же году он выиграл первенство Парижа и первенство Франции, а в международной гонке на «Кубок наций» был третьим за олимпийским чемпионом Киннером и итальянцем Синигалья, оставаясь впереди представителей Франции, Швейцарии и Германии.

В целом, за приведенными здесь редкими исключениями, уровень русской гребли сильно уступал зарубежному. Такое отставание объяснялось как слабым развитием гребли вообще, так и малым количеством международных встреч и отсутствием серьезной конкуренции внутри клубов. К сожалению, не представляется возможным привести какое-либо сопоставление результатов соревнований, проводившихся в России с зарубежными, так как в России все гонки проходили на дистанциях с течением.

 

Гребной Спорт-Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1966 г. Стр.20-26














Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо