Из истории Петербургских яхт-клубов
Петр Великий, учредив в 1718 году первый в мире яхт-клуб
«Невский флот», издал тогда же для судов этого флота специальный Устав и
сигналы, и установил для них отличительный флаг.
В приложении к петровскому Уставу, этот флаг значился как
«флаг яхт и буеров» и представлял из себя полотнище, по которому вдоль
флагштока шла узкая полоса из белых, синих и красных треугольников, а от этой
полосы шли горизонтальные полосы в следующем порядке: две узкие – белая и
синяя, затем широкая полоса красного цвета, и под нею снова три узких – белая,
синяя и красная.
В течение всего времени существования «Невского флота», в
царствование Петра, суда его неизменно являлись на Неву под этим флагом.
Первый русским официально утвержденным яхт-клубом, как
известно, был «Императорский Санкт-Петербургский Яхт-Клуб», учрежденный в 1846
году. При основании этого яхт-клуба, ему первоначально был присвоен особый
флаг: белого цвета с синим поперечным крестом и Императорской короной в верхнем
углу. Через несколько лет, по прошению яхт-клуба, корона на флаге была заменена
гюйсом, чтобы быть заметнее при маневрировании.
Основанный вслед за Императорским СПб Яхт-Клубом в 1860 году СПб Речной Яхт-Клуб первоначально желал сохранить себе тот флаг, под которым уже два года существовал до своего официального утверждения, а именно: белый флаг с якорем темно-синего цвета посередине и тремя пятиугольными звездами над ним. Однако, при утверждении Морским Министерством устава клуба, его учредителям был предложен флаг по образцу Императорского СПб Яхт-Клуба, но с помещением дворянской короны в крыже. Однако, помещение дворянской короны в крыже было признано учредителями нежелательным, и поэтому она была заменена Министерством на герб Санкт-Петербурга.
С этого момента всем учреждаемым российским яхт-клубам флаги стали присваиваться по образцу СПб Речного Яхт-Клуба, но с гербами тех городов и губерний, где располагались учреждаемые яхт-клубы. Таким образом флаг СПб Речного Яхт-Клуба стал первым образцом флагов для всех русских яхт-клубов, кроме вышеуказанного Императорского СПб Яхт-Клуба и учрежденного в 1894 году Невского Яхт-Клуба, у которого в крыже флага размещен российский флаг, аналогичный нынешнему государственному флагу.
В 1910 году по Высочайшему повелению для всех яхт-клубов России, а также прочих объединений любителей мореплавания, за исключением Императорского СПб Яхт-Клуба и Невского Яхт-Клуба, флаги которых остались без изменений, были установлены новые флаги. Образцом послужил флаг Невского Яхт-Клуба, на который, в нижний крыж флага добавлялись гербы городов или губерний, где находились яхт-клубы. Флаги яхт-клубов такого образца существовали до Октябрьской революции.
В том же 1910 году СПб Речному Яхт-Клубу Николай II,
пожаловал звание Императорского, и в связи с этим, клубу был присвоен новый
флаг: белое полотнище с синим крестом, российским флагом в верхнем крыже и
императорской короной посередине креста. По такому же образцу до революции
получили новые флаги еще два яхт-клуба, ставшие Императорскими – Рижский и
Московский Речной Яхт-Клубы. В центр креста их флагов была также помещена
императорская корона. Таким образом, флаг СПб Речного Яхт-Клуба снова стал
образцом для флагов, уже Императорских яхт-клубов.
Членство в яхт-клубах в дореволюционной России было очень
престижным. Неслучайно внешний вид флагов утверждался самим императором.
Отдельным явлением был Императорский Санкт-Петербургский Яхт
Клуб. Это был более чем элитарный клуб, в котором количество членов не могло
превышать 125. Без строгой фильтрации и тайного голосования в клуб могли
попасть только члены императорской семьи и высшие дипломаты. Голосование
производилось белыми и черными шарами, причем один черный шар перекрывал пять
белых. Последние десятилетия своего существования Императорский СПб Яхт-Клуб
перестал сам проводить соревнования, а, в спортивной части своей деятельности,
помогал проводить соревнования другим яхт-клубам и организовывал кругосветные и
иные морские путешествия.
Основная же деятельность и известность Императорского СПб
Яхт-Клуба сводилась в последние годы его существования к тому, что он
превратился в аристократический закрытый клуб в котором, по сути,
"решались" все тогдашние вопросы управления империей. В клуб входили
члены императорской фамилии и все высшие сановники, он превратился в некое "теневое
правительство" империи. Никакие "капиталисты" - промышленники,
богатейшие купцы и т.д. в клуб не допускались - их презирали как
"торгашей". Высочайший снобизм членов клуба привел к полному отрыву
людей, принимавших важнейшие государственные решения в своем кругу, от
действительности, они не видели тех процессов, которые шли за "окнами
клуба".
В результате огромная часть вины за развитие революционной
ситуации в России, лежала, как это ни странно, на членах этого клуба,
тождественных государственной верхушке Российской империи. Блистательный СПб
Яхт-Клуб превратился в украшенную бриллиантами крышку, приваренную к кипящему
российскому котлу...
Когда рвануло, деятельность клуба бесславно закончилась. Не
справились с ситуацией... Многие члены клуба погибли в пучине революции,
остальные успели эмигрировать.
В виду истории СПб Императорского Яхт-Клуба и его роли в
событиях более, чем столетней давности, представляется в высшей степени
забавным присвоение его исторического наименования жилому комплексу
"Императорский Яхт-Клуб" в Петербурге. Из исторической информации на
сайте, следует, что господа считают себя продолжателями дела не Речного, а
именно Императорского СПб Яхт-Клуба.
С историей нужно обращаться осторожно. Вот интересно, на
какую часть исторического наследия клуба ровняются создатели ЖК - на его
"блистательную" составляющую, ведь в новостройке "упоительно
дорогая" недвижимость, причалы для яхт и закрытая для простых смертных
территория? Но ведь наибольший след в истории СПб Имп. Яхт-Клуб оставил не
своей "блистательностью", и тем более, не спортивной деятельностью, а
именно как закрытый клуб высшей аристократии, решавший судьбу России. И
решивший свои задачи очень бездарно. "Чего же здесь перенимать"?