Из старой методички НИИФК ( о Торе Нильсене и его системе подготовки)

Биографическая справка

Много людей говорят, что я замечательный. Некоторые, — что я — "заноза в заднице". Эти слова Тора Нильсена могут подтвердить многие. Обладатель памятной медали ФИСА 2003 г. за вклад в академическую греблю Тор Нильсен — один ярчайших представителей тех людей, которые воплощают в себе международный характер спорта. Он человек — чье имя когда-нибудь станет синонимом спорта как такового.

Нильсен приобщился к гребле спустя несколько лет после Второй Мировой войны в 14-летнем возрасте. Он начал грести в клубе Baerum неподалеку от Осло (Норвегия). Вторая Мировая война разрушила в Норвегии любой организованный спорт и Нильсену пришлось активно участвовать в развитии клуба. Ему пришлось преодолевать не только трудности, связанные с нехваткой инвентаря, но и преодолевать сопротивление скептиков, которые считали, что академическая гребля неподходящий спорт для Норвегии, отличающейся продолжительными зимами.
"Это меня раздражало", говорит Нильсен, "Я никак не мог согласиться с тем, что мы не можем развивать греблю". Нильсен начал тренерскую карьеру, когда тренировался еще сам и ему было едва за 20 лет. Именно тогда он решил кардинально изменить ситуацию, сложившуюся в гребле. Тренировки зимой включали занятия в гребном бассейне, лыжным спортом и на одной из первых моделей гребного тренажера.
Нильсен в этот период работал тренером исключительно на общественных началах. Поэтому ему приходилось зарабатывать себе на жизнь бизнесом и маркетингом. Он также изучал физиологию спорта и руководил институтом физиологии Норвегии. "Я работал без выходных", говорит Нильсен.
Со временем стиль Нильсена изменился. "Когда я был молодым тренером, я хотел полностью контролировать своих спортсменов, что часто имело отрицательные последствия. Сейчас я больше заинтересован, чтобы они развивались как личность", говорит Нильсен. "Я возлагаю на них самих ответственность за собственное развитие и поощряю стремление к интеллектуальному росту. Я хочу, чтобы они развивались разносторонне".
Нильсен свидетель многочисленных перемен в спорте. Самая большая, говорит он , — это затрачиваемое на спорт время. "Нам раньше приходилось делать все лишь за счет собственных времени и средств. Сейчас ведущие гребцы имеют возможность заниматься только тренировками, а тренера также стали профессионалами".
Нильсен отмечает большой прогресс в развитии академической гребли. Когда он начинал грести, только 20 стран были членами ФИСА. Сейчас, имея 115 стран-членов ФИСА, академическая гребля становится чем-то большим, чем просто международный спорт.
Тренерский опыт Нильсена был востребован и за пределами Норвегии. Официально он тренировал сборные команды семи стран. А неофициально влияние Нильсена на подготовку гребцов было очень сильным в большинстве южноамериканских стран, во многих странах Европы, странах Азии и бывшего СССР. "Для меня национальность человека значения не имеет", говорит Нильсен.
Нильсен считает, что в скором времени изменений в академической гребле не будет. Однако предсказывает, что возможно через 20 — 25 лет будет сокращена дистанция для удобства телевизионных трансляций. Нильсен также полагает, что результаты в гребле будут улучшаться и дальше .
И сейчас 71-летний Нильсен оказывает большое влияние на спорт. Его энергия до сих пор не иссякает. "Работа с молодыми людьми сохраняет мой разум молодым", говорит Нильсен. "Я буду работать еще столько, сколько буду чувствовать себя полезным".

"Регалии Нильсена":
- Директор ФИСА по развитию.
- Почетный председатель соревновательной комиссии.
- Советник исполнительного комитета ФИСА.
- Президент Федерации академической гребли Швеции (1994 — 1997 гг.).
- Организатор национальных тренировочных центров в нескольких странах.
- Тренер национальных сборных по академической гребле Норвегии и Швеции.
- Технический директор и главный тренер национальных сборных по академической гребле Испании и Италии.
- Достижения в качестве тренера составляют более 30 золотых медалей чемпионатов мира и восемь золотых медалей Олимпийских игр,  на двух Олимпийских Играх — медали в велоспорте.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО — ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
«СПОРТ»

Лаборатория теории и методики академической гребли

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СБОРНОЙ ИТАЛИИ ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ


Доклад члена международной федерации по академической
гребле в г. Риге 6-8 февраля 1990 г. Тора НИЛЬСЕНА

Аннотация.

С целью повышения квалификации тренеров в г. Риге в период с6 по 8 февраля 1990г. был проведен семинар. С докладом выступил Тор НИЛЬСЕН – руководитель центра подготовки гребцов в Пидикуло (Италия). В своем докладе он рассказал об особенностях подготовки гребцов в социалистических и капиталистических странах. Коснулся проблем освоения техники гребли. Познакомил слушателей с тренировочными формулами, которыми пользуются гребцы национальной сборной Италии. Рассказал о системе контроля в процессе подготовки спортсменов и об особенностях среднегорной подготовки.


Материал подготовили:

Д.Швец (перевод синхронный);

В.М.Никольская, к.п.н., с.н.с.;

В.М.Рожков, к.п.н., заслуженный. Тр.СССР;

Е.С.Курченко.


Москва 1990 г.



Оглавление

1. Особенности в организации подготовки гребцов в социалистических и капиталистических странах
2. Проблемы освоения техники гребли
3. Система транспортировки кислорода
4. Модели тренировочных программ
5. Контроль тренировочного процесса
6. Использование среднегорной подготовки


1. Особенности в организации подготовки гребцов в социалистических и капиталистических странах

Рассмотрим некоторые отличительные особенности в организации тренировочного процесса гребцов в социалистических и капиталистических странах. Мы знаем, что в соц. Странах спортсмены имеют много времени на подготовку. В течение 12 месяцев они преодолевают 8-10 тыс. км на воде, включая эргометры. Западные гребцы тренируются в 2 раза меньше и выполняют около 5 тыс. км.

Я думаю, в будущем советские спортсмены должны будут уменьшить время на подготовку, так как в скором времени, как мне кажется, не будет такой финансовой поддержки как было это ранее, тем более, что они не выигрывают так много медалей, как гребцы капиталистических стран.

Уже существует такая тенденция в соц. Странах, как в Болгарии, ЧССР, Венгрии, Югославии, где государство не может уже поддерживать спортсменов в финансовом отношении так, как это было ранее.

Мне известно, что в последнее время произошли изменения в организации спортивной тренировки ГДР, и некоторые выдающиеся спортсмены переехали в ФРГ и предложили свои услуги. Так, например, гребец из Дортмунда, не буду называть его фамилию, который в 8+ выиграл Чемпионат Мира. Руководство Комитета на это ответило, что хорошо, если он будет грести за их клуб, но они должны найти ему работу. Однако, гребец ответил, что приехал тренироваться, а не работать. Ему ответили, что гребцы центра либо работают, либо учатся. И, естественно, для этого гребца возникают большие трудности, так как после того как начал он жить в другом общественном строе, ему придется совмещать учебу или работу и, кроме того, достигать высоких спортивных результатов.

Обобщая сказанное, отмечу, что есть две общественные системы (соц. И кап.), где в одной (при соц.) нет ограничения во времени для тренировок и в другой (при кап.) существуют ограничения в тренировках.

Если спортсмен тренируется 2 раза в лень, это отрицательно влияет на психику спортсмена. Для того, чтобы заставить тренироваться его 2-3 раза в день, необходимо создать сильную мотивацию. Проводя много километров на воде гребцу трудно осмыслить все то, что он проделал, особенно это относится к техническому осмыслению. Если техника гребца хорошая, то нет проблем. Если тренировки проходят 2-3 раза в день и при этом необходимо освоить техническое мастерство, то большие объемы нагрузок не годятся для этого. У тренера также возникают большие проблемы, так как ему необходимо дополнительно сосредотачиваться на том, чтобы работать качественнее. При 2-3 разовых тренировках тренер должен знать, сколько необходимо дать гребцу нагрузки, чтобы он не переутомился.

Понятно, есть виды спорта, когда необходимо работать по 6-7 часов в день для совершенствования технического мастерства. Это относится к гимнастике, фигурному катанию, прыжкам в воду, теннису. В таких видах спорта большое значение имеет техническое мастерство, нежели физические качества спортсмена.

Гребля обязывает спортсмена высокий уровень физических качеств для достижения высоких спортивных результатов.

Если говорить о подготовке советских гребцов, то, по-моему, они работают слишком много, но не эффективно. Когда я бывал на БМР, я видел много прекрасных советских команд, которые могли выиграть медали на Чемпионатах мира, но этого не происходило.

В западном мире тренеры работают так, чтобы не терять лишнего времени на ненужную тренировочную работу. Они знают, что в зависимости от того сколько они вкладывают в подготовку, столько и получают в спортивном результате. А если тренер работает со спортсменом 10-12 месяцев в году, выполняет большой объем работы, он должен рассчитывать на большое количество медалей. Если этого не происходит, значит тренер делает что-то не то.

Тренер – как личность имеет большое влияние на результат гребца. По-моему, нет плохих гребцов, есть плохие тренеры. Но, с другой стороны, если нет материала (спортсмена), то тренер, естественно, не сможет достичь высоких результатов. Кроме этого сам воспитанник должен иметь не только хорошие антропометрические данные, но и отличные физиологические показатели.

Понятно, что в каждой стране существует своя система подготовки. Но, если тренер работает с плохой государственной системе, то ему очень будет трудно добиться результатов, используя свою хорошую систему подготовки. Однако, не исключено, что в любой системе всегда найдутся индивидуальности, которые не подчиняются общепринятой системе тренировки, создают свою и тем самым достигают высоких сорт результатов. Приведу пример. Канадская 8+ в 1984г. выиграла Олимпийские игры. Однако, тренер ничего не знал и не слышал о какой-то определенной системе подготовки. Может быть он даже не знал, какая разница существует между трен., направленными на развитие аэробных и анаэробных возможностей. Но он был хорошим психологом. Конечно, такой тренер не годится для национальных сборных команд, так как он не способен создать тренировочную систему, которую он сможет оставить другим тренерам.

В субботу (3.02.1990г.) в Финляндии на симпозиуме я слушал М.Кольбе. Он передал свой опыт, будучи спортсменом. На вопрос, какое влияние оказал на спортсмена тренер, он сказал: «Это хорошо, что есть тренер. Он может взять время на отрезках, наладить лодку, вынести весла. Я его выношу настолько, насколько он не мешает мне тренироваться».

Понятно, что М.Кольбе – это исключение. Я знаю, что он никогда в жизни не тренировался больше одного раза в день. У него не было определенной программы. Он тренировался, слушая свой организм. Давал себе отдохнуть, если уставал.

Но во многих случаях спортсмены перерывали тренировки, вследствие того, что организму было лень продолжать работать.

Понятно, что проблемы, которые существуют в Италии, отличаются от проблем в СССР. Самая большая проблема в Италии – безработица. Это значит, что работающему спортсмену сложно освободиться то работы для тренировок, поэтому он должен тренироваться только после работы. Раньше мы могли договориться с руководителем фирмы, чтобы отпустить гребца на тренировку во время работы. Но сейчас, из-за безработицы, ситуация изменилась. Поэтому у западных тренеров, и, в частности, у нас существует проблема в подготовке, а именно: как минимальными затратами достичь максимальных результатов.

У нас существует один из путей выхода из такой проблемы – это отбор талантливых гребцов. Но с отбором возникают большие трудности, так как средний рост итальянцев 172 см. Однако, несмотря на них я начал осуществлять ее. Идея была следующей, Мне нужно было отобрать лучших гребцов в школу-интернат и помочь им достичь высоких спортивных результатов. Но эта идея в таком виде не осуществилась, вследствие того, что тренеры не захотели отдать своих лучших учеников. И оказалось, что в школу-интернат приехали те дети, кого тренеры не захотели оставить у себя, из-за не перспективности. Однако, мы решили оставить самых лучших из плохих. Было отобрано 12 мальчиков легкого веса. Так как это был эксперимент нам пошли на встречу. Нас финансировали две организации – КОНИ и местная коммуна. Мы дали школе автобус. Наши дети учились в местной школе. У мальчиков был жесткий режим работы. С 7 часов до 14 – они учились, затем обедали и отдыхали. С 16 до 19 часов они тренировались и ужинали. Автобус возил их на озеро.

Тренировались дети по программе обычного спорт интерната. Эксперимент у нас удался. Все гребцы завоевали медали всех достоинств среди легковесов на Чемпионате мира среди взрослых и юношей. В чем же был успех?. Ведь мы отобрали спортсменов с низким уровнем подготовленности. Однако, они очень желали, чтобы их приняли в школу и были рады, что на них обратили внимание и начали ими заниматься. У ребят возник огромный стимул к работе, возросла мотивация, желание совершить невозможное. На наш взгляд это и определило их успех. Если у тренера есть воспитанники с огромным желанием работать, их легче тренировать.

2. Проблемы освоения техники гребли

Искусное владение техникой гребли при хорошей физической подготовленности – залог успеха гребца в соревнованиях. Выполнение каждого гребка должно быть осмыслено спортсменом. Для того, чтобы тренер мог изменить технику спортсмена, он должен знать сколько гребец работал с плохой техникой. Если гребец выполнял неправильно гребки на протяжении многих лет, он автоматически освоил неправильные движения и, вследствие этого, центральная нервная система получила команду, как выполнить гребок. Поэтому, чтобы изменить технику гребли, тренер должен изменить команду в Ц.Н.С., а это может быть достигнуто только при медленной гребле.

Обучение технике гребли должно сопровождаться показом рисунков, графиков, фильмов. Тренер должен объяснить технику простыми доходчивыми словами. Он должен знать, что следует сказать, чтобы кратчайшим путем донести свою идею до спортсмена, чтобы тот понял ошибку. Мы пришли к выводу о том, почему опасно давать большой объем километража, если спортсмен допускает технические ошибки. Автоматически они записываются у него в мозгу, а это, в свою очередь увеличивает риск к ухудшению спортивного результата.

Трудно изменить техническое мастерство, если команда подошла к соревновательному периоду. Исправление ошибок надо начинать в начале подготовительного периода. У большинства гребцов техника меняется в различные периоды подготовки. Поэтому важно следить за ней в течение всего сезона. Приведу пример. На сегодняшний деньу П.Карпиннена (многократного Чемпиона мира в 1х) нет проблем со стороны физиологии. В тесте он показывает высокие величины физиологических показателей. Однако, у него упало качество гребка. В прошлую субботу (3.02.1990г) он участвовал на Чемпионате Финляндии на эргометрах и я увидел, что у него есть ошибки в техническом мастерстве.

Если сравнить видеозаписи 1983-1986г и 1989г., то можно сказать, что тогда это был другой Карпиннен, чем сейчас. Несмотря на то, что величина максимального потребления кислорода (МПК) у него осталась высокой, спортивный результат у него снизился. Отсюда, мы пришли к выводу о том, что у него ухудшилось техническое мастерство. Поэтому, если ему захочется вернуться к хорошим спортивным результатам, он должен изменить свою технику.

Тренеру важно помнить, что гребля – это динамическая система, а не статическая. И если спортсмен имел хорошую технику, то это не значит, что ею больше не надо заниматься.

Существуют разные пути объяснения тех. гр. Гребец должен знать каким образом он может придать скорость лодки и какая часть движения дает отрицательный результат. (рис 1). Я говорю в связи с этим следующее. Например, гребец сидит в 8+. Вес каждого спортсмена 80 кг. Суммарная масса составляет 640 кг. Вся масса связана с подножкой.


Направление сил в гребле.


Точки взаимодействия.

Рис. 1. Направление действия сил при гребле и точки контактного приложения сил.


Когда гребцы сделали гребок, вся масса достигла тоже конца гребка. На графике 1 видно, что скорость лодки самая высокая перед захватом. Поэтому в разговоре о технике гребцам необходимо объяснить, что захват играет большую роль для достижения высокой скорости лодки. Если захват медленный, то все сопротивление переходит на подножку и на уключины. Существует несколько теорий по совершенствованию техники гребли.



График 1. Запись движения лодки.
А – скорость лодки
Б – ускорение лодки
В – килевая качка


Обратимся к теории Конебера. Его идея была следующей. Уменьшить западание скорости лодки во время захвата воды лопастью весла и увеличить скорость лодки во время подъезда. Таким образом он хотел увеличить среднею скорость лодки. Он учил, что при захвате надо относительно медленно подъезжать, не делать захват очень сильно. Учил держать лопасть весла неразвернутой перед самым захватом. Считал, что развитие усилия нужно начинать, когда весло оказалось под углом 90 градусов к оси лодки. Чтобы увеличить скорость лодки во второй части подъезда, гребцы должны быстро возвращаться на захват. Такая техника использовалась в 56-59 годах американскими гребцами. Сегодня его стилем уже никто не пользуется, кроме европейских команд, с которыми работают американские тренеры (например, в Швеции).

Обратимся к стилю К.Адама. Он пытался снизить отрицательный эффект только при захвате, без увеличения средней скорости лодки. Но чтобы скорость резко не снижалась после захвата, он ввел широкие лопатки у весла. К.Адам рассуждал следующим образом. Конец гребка спортсмен делает без ускорения. Далее он движется на банке равномерно и в конце подъезда активно начинает подтягивать себя за ремни. К.Адам знал, что при ускорении в последней части «гребка» (Детков. Тут в оригинале не верный перевод не «гребка» а подъезда) увеличивается сопротивление массы. Поэтому, введя большие лопасти при быстром захвате, спортсмен тем самым снижает отрицательный эффект западания скорости лодки. Тем самым скорость лодки увеличивалась за счет уменьшения разницы между максимальной положительной и максимальной отрицательной скоростями. К.Адам через несколько лет отказался от своей теории, так как пришел к выводу о том, что если спортсмен теряет время при захвате, он теряет секунды во время всей дистанции.

Сегодня мы пользуемся международным стилем гребли, который заключается в том, чтобы сузить кривую (А), которая изображена на графике 1.

Понятно, что для разных спортсменов стиль гребли может быть различным, даже если они сидят в одной лодке. Это в большей степени зависит от антропометрических данных. Гребец с короткими ногами и длинным туловищем, и на оборот, будут грести по-разному. Причем, если гребец имеет две разные позы, то работа ног тоже будет различной. К.Адому импонировал стиль когда перед началом гребка угол в коленном суставе составлял малую величину, т.е. гребец как бы сжимался как пружина. В этом случае во время захвата воды у гребца эффективно работают мышцы бедер и тазобедренного сустава. Если угол наклона в коленном суставе увеличен, то мышцы ног включаются в работу хуже. Понятно, что положение тела с прямой спиной и малым углом в коленном суставе, требует от спортсмена сильных мышц ног, спины, так как в ином случае это может вызвать травму спины, голени. Поэтому, если известно, что гребец физически не приготовлен к данной нагрузке, мы его учим не сжимать сильно колени, а иметь более открытую позу.

Эти две разницы не связаны с техникой, просто это способ как каждый спортсмен пользуется возможностями тела. Каждый гребец имеет право выбрать для себя удобную позу во время захвата. Здесь важно обращать внимание на положение рук во время гребли, так как они являются связующим звеном, т.е. рулем для выполнения работы. Целостный гребок должен выполняться следующим образом. После выполнения гребка спортсмен должен двигаться на банке с равномерной скоростью без ускорения. Перед захватом гребец должен подготовить лопасть весла к началу гребка. В зависимости от того, под каким углом сжаты колени, усилия мышц будут различными. Далее в работу включаются мышцы спины, затем плеч и рук. Визуально это выглядит компактно и гармонично.

Исследования показали, что существуют оптимальные величины амплитуды работы весла, которые не дают потери в скорости лодки. В 60-х годах К.Адам добивался, чтобы его спортсмены работали в секторе 40 градусов. Этим самым спортсмены достигали высокий темп (42-44 гр\мин). Хорошо если гребец может работать в большом секторе и при этом эффективно выполнять работу. Однако, надо помнить, что при выполнении работы в секторе более 40 градусов, увеличиваются потери в эффективной работе. Так, например, при угле равном 40-50 градусов потери составляют 30%, при угле 50-60 градусов – 49%. Нам известно, что П. Карпинен работает в секторе 85 градусов. Ясно, что это неэффективно, но с другой стороны эту неэффективность он гасит длинными веслами (3м15см) и большими выносами уключины (1м 15см).

Что касается ритма гребли, то он различен в разных классах судов. Ритм также зависит от телосложения гребца, длины гребка, темпа. Ритм должен включаться в гармонию гребка. На соревновательной дистанции в 1х у лучших гребцов ритм составляет 1,4 – 1,5, а иногда и 1,1 – 1,2. Понятно, что вариации могут быть различными.

Исследования ритма гребли у В. Иванова и Маккензи на Олимпийских играх показали, что Иванов выиграл у него за счет того, что тратил меньше времени для того, чтобы достичь начала гребка, т. е. время заноса у Маккензи было больше. Если тренер хочет рассчитать ритм гребка, он должен сосчитать количество гребков, измерить время одного гребка, время проводки. Величина разницы между временем одного гребка и временем проводки составляет величину времени заноса. Тогда отношение времени заноса к времени проводки и составляет ритм гребли.

Дать конкретные рекомендации по количественным величинам ритма гребли я не могу, так как еще раз повторю, что ритм зависит от многих факторов (класс судов, темп, телосложение гребца).

Ритм должен включаться в гармонию. Чтобы двигать лодку, надо иметь хорошее чувство ритма. В гребле сложности возникают не из-за технического мастерства, а в неумении чувствовать ритм.

Техническое оснащение лодок за последние 20 лет претерпело большие изменения. Лодки стали легче. Весла, уключины и полозки удлинились. Улучшилась экипировка внутри лодки. Но несмотря на эти изменения принцип гребка остался прежним. Постулатами, которые выдвинул в 20-х годах С.Ферберн, пользуются и по сей день. Вот одни из них.

  1. Если вы не сможете это сделать легко, вы не сможете это сделать вообще.
  2. Работа весла производится в один прием.
  3. Руки, туловище, подъезд – гармоничны во времени.
  4. Контроль рук во время захвата необходим для того, чтобы не стоять на банке во время захвата.
  5. Движения должны быть естественными, как будто вы поднимаете лист бумаги.
  6. Работа весла в воде является важным показателем скорости лодки.
  7. Используйте работу ног с самого начала.
  8. От положения, которое гребец принимает перед началом гребка, зависят усилия.

3. Система транспортировки кислорода

Прежде чем приступить к тренировочным программам, необходимо в первую очередь определить профиль способности спортсмена.

Профиль способности гребца – это показатели, которыми должен обладать спортсмен для достижения спортивных результатов.

К ним относятся: сердечно-сосудистая система, выносливость, сила, психика, антропометрические данные. При переходе к высшему спортивному мастерству к спортсмену добавляется требование к работе на эргометре и показателям транспортировки кислорода.

Ранее было определено, что чем выше величена МПК, тем выше спортивный результат (рис.2). Поэтому нам важно было объяснить спортсмену, что показатель МПК очень важен в гребле. Для этого мы использовали (рис.3). С помощью него мы объясняли процесс транспорта кислорода в ткани.



Рис. 2. Зависимость спортивных результатов от величены максимального потребления кислорода.




Рис. 3. Система транспорта кислорода в ткани
1. – легкие; 2 – красные кровяные клетки;
3. – сердце; 4. — мышцы.


Из атмосферы организм получает 21% кислорода. С воздухом он попадает в легкие, далее насыщенная кислородом кровь поступает через сердце в артерии и далее в капилляры. По капиллярам кровь достигает мышечных волокон и передает кислород мышечным клеткам. В клетках кислород участвует в производстве энергии. При выполнении данной работы задействованы три системы: кровь, сердце и мышцы.

В крови лимитирующим моментом может быть кислородная емкость крови. Этот фактор зависит от общего объема крови и содержания в ней красных кровяных телец, содержащих гемоглобин, который и является носителем кислорода в крови.

В сердце лимитирующим может быть величина ударного объема. На рис.4 видно, что если спортсмен обладает ударным объемом равным 110мл, при ЧСС 200 уд/мин, то сердце может перекачивать 22 л/мин крови. К мышцам тогда поступает 4,4 л кислорода. Если организм обладает такими данными, то он не способен достигнуть высоких результатов. Эти величины относятся к женщинам среднего уровня подготовленности. У спортсменок высокого класса эти цифры значительно выше. Так, спортсменка, обладающая ударным объемом сердца на уровне 160 мл. при ЧСС 200 уд/мин, 6,4 л в минуту кислорода поступают к работающим мышцам, При этом перекачивается 32 л крови. Третий ряд цифр относится к мужчинам высокого класса. Таким образом, необходимым условием для поступления кислорода к мышцам, является тренированное сердце с высоким ударным объемом.



Рис. 4. Величины максимального потребления кислорода в зависимости от величины ударного объема сердца.


Третьим лимитирующим фактором могут быть мышцы. Для их развития необходимо использовать различные виды тренировочных программ, как на длинных дистанциях, так и интервальные тренировки.

Работая на длинных дистанциях, у спортсмена развиваются мышечные ткани, капиллярная плотность мышц, увеличивается инзимная активность, увеличивается число митохондрий в клетке. Все это позволяет увеличить окислительную способность организма, повысить уровень аэробного и анаэробного порогов.

Интервальные тренировки способствуют увеличению ударного объема сердца, улучшают сердечно – сосудистую систему. Если мы обратимся к таблице 1., то видно, что в зависимости от пола, квалификации, уровень МПК будет различным. Данные, полученные Хагерманом (таблица 2), показали, что у 25 гребцов-участников Олимпийских игр 280г. при средней мощности с 392 Вт имеют среднюю величину МПК 5,63 литр/мин.

Таблица 1.
Показатели энергообеспечения в 6-ти минутном тесте
на гребном эргометре у различной категории гребцов

число
гребцов
время
работы
мощность
работы
МПКмаксимальное
поглощение
кислорода
категория
гребца
пминВтлитр минмл/кг-мин 
50363746.168.9муж. Тяж. Вес.
12063585.17.1муж. Лег. Вес.
12063404.860.3женщины



Таблица 2.
Показатели энергообеспечения в 6-ти минутном тесте
На эргометре у 25 гребцов – участников Олим. Игр- 80г. (средние величины)

Показатели величина средняядиапазон
Макс. Потр. Кис. (МПК)Литр/мин5.634.6 — 6.16
А.Т.%83.572.8 — 90.0
УО2Литр/мин4.773.50 — 5.43
ЧССУд/мин183167 — 208
МощностьВт392347 — 420



Исследования показали, что наибольшие величины МПК имеют велосипедисты — шоссейники. Имеются данные о том, что в начале сезона у них имеются высокие показатели МПК, которые к концу сезона снижаются. Очевидно, это потому, что в подготовительном периоде они много выполняют работы на лыжах, в беге. Что создает предпосылки для увеличения МПК. В соревновательном периоде МПК снижается, так как спортсмены переходят на более скоростные режимы работы. Такая динамика типична для любителей – велосипедистов. Иная картина у профессионалов. Величена МПК с начала подготовительного периода постепенно повышается и достигает пика на соревновательном этапе.

Таким образом, иллюстрируя пример, можно видеть, что только для одного вида спорта динамика МПК может быть различной.

4. Модели тренировочных программ

При описании тренировочного процесса мы пользуемся биологическими критериями интенсивности (ЧСС и ЛАКТАТ) (табл 3).

Таблица 3.
Критерии тренировочных нагрузок гребцов – академистов Италии

Физиологическая
направленность
тренировки
ЭнергообеспечениеЧСС в % от Мах.Лактат Ммоль/литр
1.Анаэробная тренировкагликоген90 — 100Более 5,0
2.Транспортировка кислородагликоген90 — 953,0-6,0
3.Тренировка на уровне
анаэробного порога
Жирные кислоты85 — 902,0 — 5,0
4.Мышечная тренировка (I)Жирные кислоты75 — 851,5 — 2,5
5.Мышечная тренировка (II)Жирные кислоты65 — 751,0 — 2,0



Тренировки различной физиологической направленности имеют различные величины в разные периоды круглогодичной тренировки. Суммарный объем работы составляет около 600 часов в год (15 часов в неделю) (табл. 4). Львиная доля приходится на тренировки аэробной направленности (ЧСС-65-75% от максимальной величены, лактат 1-2 ммоль/л). Она составляет 65% от общего объема гребли, в том числе в подготовительном периоде 82% и в соревновательном – 53%. Объем нагрузок на уровне анаэробного порога составляет 5% от объема гребли в годичном цикле.

Таблица 4.
Объемы тренировочных нагрузок гребцов – академистов Италии

Физиологическая
направленность
тренировки
Подготов. период (мин — %)Сорев. период (мин — %)Итого за год (мин — %)
1.Анаэробная тренировка0 — 0439 — 2439 — 1
2.Транспортировка кислорода600 — 41846 — 105446 — 7
3.Тренировка на уровне
анаэробного порога
811 — 6716 — 41527 — 5
4.Мышечная тренировка (I)1122 — 86044 — 317166 — 21
5.Мышечная тренировка (II)11550 — 8210382 — 5321932 — 65



Кроме данных, полученных у гребцов, нам представилось интересным сравнить объемы тренировок с пловцами на длинные дистанции (400м – 1500 м), так как подсчет пройденных километров у них наиболее точный, в связи с работой в стандартных условиях. Как видно из таблицы 5, пловцы тренируются с большей интенсивностью. Объем работы на уровне анаэробного порога (АнП) в подготовительном и соревновательном периодах составляет 40% от общего годового объема. Гребцы национальной сборной Италии тратят на эти тренировки соответственно по периодам подготовки 7 и 4%. Основная доля работы уходит на аэробную тренировку (80% и 50%).

Таблица 5.
Соотношение объемов тренировочных нагрузок различной физиологической
направленности у пловцов и гребцов национальной сборной Италии

Физиологическая
направленность
тренировки
Пловцы (400 — 1500 м)Гребцы национальной
сборной
Подготов.
период (%)
Сорев.
период (%)
Подготов.
период (%)
Сорев.
период (%)
1.Анаэробная тренировка0303
2.Транспортировка кислорода107511
3.Тренировка на уровне
анаэробного порога
404074
4.Мышечная тренировка (I)3025832
5.Мышечная тренировка (II)30258050



В тех случаях, когда тренер имеет возможность увеличить объем нагрузок, ему необходимо усилить их контролирование. В противном случае, тренер не увидеть момента, когда не будет спортсмен отвечать на увеличение объемов нагрузки и тогда возникает опасность перетренировки.

Из опыта нашей работы, когда возникает возможность работать 2 раза в день, мы одну тренировку делаем длительную, другую интервальную. Так как известно, что если спортсмен выполнит две длительные тренировки в день (более 40 км), он израсходует весь гликоген, что отрицательно может сказаться на скорость лодки. Кроме того, в монотонной тренировке он быстро утомляется, что может привести к ухудшению техники гребли. Поэтому всегда, когда у нас есть возможность работать 2 раза в день, первую тренировку мы выполняем на развитие аэробных возможностей, а вторую в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения.

Приводим примеры тренировочных программ различной направленности. Тренировочные модели, выполняемые на суше (бег, сила, лыжи, велосипед) и на воде представлены в таблицах 6 – 11. Разработаны понедельные микроциклы для различных этапов подготовки. Недельные циклы в январе 1990г представлен в таб. 12. В связи с трудностями выхода на воду (быстро темнеет), спортсмены на воде тренируются 4 раза в неделю (вторник, четверг, суббота и воскресенье). Недельный объем работы составляет 16 часов, в том числе гребли 8 часов. На май 1990г планируем увеличение гребли до 130 км (табл. 13). На этом этапе планируется работа в объеме 2500 – 3000 гребков в режиме соревновательной деятельности. Такой программой планируется подготовить спортсменов к августу месяцу, где он будет грести 2 раза в день.

Все представленные тренировочные модели используют гребцы всех центров Италии. Что касается многократных Чемпионов мира в 2+ братьев Абаньяле, они работают по индивидуальному плану. Так как они живут в Неаполе, у них есть возможность в 6 часов грести на море, пока вода спокойна. В 8ч 30мин. Они едут на работу. Младший брат работать будет со следующего года, а сейчас он заканчивает институт физкультуры, по специальности тренер физкультуры. Старший брат работает служащим в банке. После работы тренировка переносится в гребной бассейн, где они выполняют основную работу.

Таблица 6.
Модели тренировочных программ на суше
для гребцов национальной сборной Италии

Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
Бег на длинные дистанции
120 — 30 мин.--70 — 80140 — 160--4 — 6
260 — 120 мин.--70 — 80140 — 160--15 — 25
3Фартлек 30 – 60 мин.--62 — 95130 — 190--8 — 12
Интервальный бег
42 — 3 по 12 мин.4 — 680 — 90170 — 180--8 — 12
53 по 5 мин.3 — 585 — 95180 — 190--8 — 10
610 – 12 сильных гребков через 10
слабых, две серии.
3 — 585 — 95180 — 190--8 — 12



Таблица 7.
Модели тренировочных программ на воде или гребли в басейне
для гребцов национальной сборной Италии

Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
Гребля на длинные дистанции
1Разминка + 25 – 40 мин.--65 – 75130 — 15018 — 204 — 8
2Разминка + 60 – 120 мин.--65 — 75130 — 15018 — 2020
3Разминка + 2 раза по 10 км.20 — 3070 — 80140 — 16018 — 2020
4Разминка + 60 – 90 мин.--75 — 85150 — 17020 — 2212 — 20
Анаэробная тренировка
520 мин. + 20 мин. + 20 мин.--80 — 90170 — 18022 — 2814 — 18
630 мин. + 25 мин. +20 мин.
(22-24) (24-26) (25-29)
--85 — 90170 — 18022 — 2818 — 20
73 раза по 12 мин.8 — 1085 — 90170 — 18025 — 2814 — 16
8(3 – 4) раза по 10 мин.8 — 1085 — 90170 — 18025 — 2812 — 16



Таблица 8.
Модели тренировочных программ на эргометре «Гиссинг»
для гребцов национальной сборной Италии

Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
Сопротивление 2,5 кг.
13 раза по 15 мин.8 — 1085 – 90170 — 18024 — 27--
23 раза по 10 мин.6 — 890 — 95180 — 19027 — 29--
33 раза по 5 мин.4 — 690 — 89180 — 19028 — 30--
Сопротивление 3 кг.
43 раза по 7 мин.5 — 790 – 95180 — 19024 — 26--
54 раза по 5 мин.4 — 590 — 95180 — 19025 — 27--
612 раза по 1 мин.1 — 295 — max190 — max28 — 30--
Сопротивление 2.5 кг.
710 раз по 30 гр. + 15 гр. слабых 2 сер.5 — 690 – 96180 — 19030 — 32--



Таблица 9.
Модели тренировочных программ на лыжах и велосипеде
для гребцов национальной сборной Италии

Формула тренировкиЧСС в % от максимумаЧСС абсолютная в уд/мин
Велосипед
190 — 120 мин65 – 75130 — 150
2Фартлек 60 — 90 минут65 – 96130 — 190
Лыжи
390 — 120 мин65 – 75130 — 150
4Фартлек 50 — 90 минут65 – 96130 — 190



Таблица 10.
Модели тренировочных программ на силу

ПовторенийКоличество серийИнтервал отдыхаВес в % от максимума
Тренировки на выносливость
160 – 802 — 35 – 640 — 50
220 – 403 — 49 – 1240
Тренировки на максимальную силу
31 – 95 — 95 – 675 — 96
41 – 95 — 96 – 775 — 96
Круговая тренировка
530 – 901 — 38 – 10--



Таблица 11.
Модели тренировочных программ на воде в соревновательном периоде
для гребцов национальной сборной Италии

Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
Интервальная тренировка
1(3 – 8) раз по 5 мин.3 — 595180 — 19028 — 3014 — 16
2(6 – 10) раз по 3 мин.1 — 390 — 95180 — 19028 — 3012 — 16
33 раза по 2000 метров4 — 6менее 90175 — 18527 — 2910 — 18
Тренировки на вариантность темпа
4(2 – 3) раза по (4 м + 3 м + 2 м + 1 м), темп (22-24)+(24-26)+(26-28)+(28-30)8 — 1080 – 95160 — 19022 — 3012 — 14
5(3 – 4) раза по (3 м + 2 м + 1 м + 1 м), темп (24-26)+(26-28)+(28-30)+(30-32)5 — 685 — 95170 — 19024 — 3212 — 14



Таблица 12.
Недельная тренировочная программа для гребцов
национальной сборной Италии (январь)

Дни
недели
Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
1Бег, разминка

Интервальная 3 раза по 12 минут
--

4 — 6
65 — 75

85 — 90
130 — 150

170 — 180
--

--
4 — 6

9 — 12
2Гребля--65 — 75130 — 15018 — 228 — 12
3Бег, разминка

Интервальная 20 сек. мах. + 10 сек. покойно, повтор 10-12 раз, 2 серии
--

3 — 6
65 — 75

90 — 95
130 — 150

180 — 190
--

--
4 — 6

8 — 12
4Гребля--65 — 75130 — 15018 — 2212 — 16
5Бег, разминка

Бег в гору 3 раза по 5 минут,

или 4 раза по 1000 метров
--

3 — 5

3 — 6
65 — 75

90 — 95

90 — 95
130 — 150

180 — 190

180 — 190
--

--

--
4 — 6

8 — 10

8 — 10
6Гребля--75130 — 17022 — 2620 — 24



Примечание: недельный объем в часах — 15, гребли 50-65 км.


Таблица 13.
Недельная тренировочная программа для гребцов
национальной сборной Италии (май)

Дни
недели
Формула
тренировки
Интервал
отдыха
в минутах
ЧССТемп
гребли
(гр/мин)
Объём
работы
км
% от мах.Абс.
уд/мин
1Гребля

Максимальная сила, ОФП
--

 
65 — 75

 
130 — 150

 
18 — 22

 
16 — 20

 
2Гребля, разминка

Интервальная 4 раза по 5 минут
--

3 — 5
65 — 75

90 — 95
130 — 150

180 — 190
18 — 22

28 — 32
4 — 6

12 — 14
3Гребля, разминка

Интервальная (12 раз по 30 сильных + 15 слабых) 2 серии
--

6 — 8
65 — 75

90 — 95
130 — 150

180 — 190
18 — 20

32 — 35
4 — 6

12 — 14
4Гребля, разминка

Интервальная 3 раза по 12 минут
--

6 — 8
65 — 75

85 — 90
130 — 150

170 — 180
18 — 22

28 — 30
4 — 6

12 — 14
5Гребля, разминка

Вариация темпа (3х3мин.-2мин.-1мин.-1мин.)
--

6 — 8
65 — 75

85 — 95
130 — 150

170 — 190
18 — 22

30 — 36
4 — 6

12 — 14
6Гребля, разминка

Интервальная (20 раз по 17 сильных + 5 слабых) 2 серии
--

6 — 8
65 — 75

90 — 95
130 — 150

180 — 190
18 — 22

34
4 — 6

12 — 14
7Гребля, разминка

3 раза по 2000 метров
--

10 — 15
65 — 75

90 — 95
130 — 150

180 — 190
18 — 22

32 — 34
4 — 6

8 — 10



5. Контроль тренировочного процесса

Контроль тренировочного процесса необходим для проверки планов, которыми тренер пользуется. Надо, помнить, что спортсмен по-разному отвечает на тренировочные требования. Особенно эти различия проявляются в подготовительном периоде и, поэтому, главным образом, в этом периоде необходимо работать со спортсменом индивидуально.

У нас существуют модельные тренировки, которые проверяют переносимость нагрузок. Контроль осуществляется с помощью датчиков РЕ-3000. Если мы хотим оценить работу гребца, мы должны знать его максимальное значение величины ЧЧС, а также величины аэробного и анаэробного порогов. Так, если спортсмен А. (рис.5) имеет уровень анаэробного порога при ЧСС 140 уд/мин, то работа в этом диапазоне составляет 34,0процента времени от всей тренировки. Объем работы выше уровня анаэробного порога составляет 37,2 процента.


Пример такой же тренироки, но с другим интервалом времени представлен на рис. 6. Видно, что объем работы выше уровня 170 уд/мин составил уже 65,9 процента. Различие состоит в том, что во второй тренировочной программе интенсивный объем гребли был выше в два раза. Это связано с тем, что в интервалах отдыха величена снижалась лиш на 8-10 ударов, по сравнению с рабочей ЧСС.


Таким образом, контроль тренировочных нагрузок с помощью датчика ЧСС позволяет корректировать тренировочные формулы с целью более эффективного их использования. Пример корекции тренировочной программы представлен на рис. 7. Спортсмен Б. Должен был пробежать 3 раза по 10 мин. Результат первого пробегания показал, что режим рабочей ЧСС 180 уд/мин.


Рассмотрим еще тренировку на гребном эргометре «Гессинг» (рис.8) Гребец выполнял работу в количестве 4-х раз по 15 минут. В итпге спортсмен затратил на тренеровку около 4-х часов, а 29,2 процентов от всей тренировки выполнено при ЧСС выше 170 уд/мин.


Контроль тренировочного процесса в стандартных условиях у нас осуществляется на гребном эргометре «Гессинг» Он наиболее точен, чем эргометр «Концепт». В зависимости от того, где стоит «Концепт» у стены или у окна, данные могут быть различными, так как работа определяется величенной поступающего в лопатки колеса воздуха. У эргометра «Гессинг» есть устройство «Улитка», которое по усилию имитирует гребок в воде. Кроме того, у нас накопилось много данных по тестированию спортсменов (более 20000) и мы не хотим отказываться от накопленного материала. Далее, у нас существует программа для спортсменов высокого класса с целью освоения техники гребка. На наш взгляд, для гребцов невысокого класса лутьше пользоватся эргометрами типа «Концепт», для высококвалифицированных-«Гессингом». Мы знаем, что американские гребцы для отбора спортсменов используют эргометры «Гесинг» с целью сравнения своих результатов с результатами европейских гребцов.

6-ти минутный тест на эргометре у нас в среднем проводится 4 раза в году. Первый – в начале сезона; 2-ой – весной; 3-ий – перед регатой в Люцерне, и 4-ый – перед подготовкой в горах на ЭНПП. На эргометре выставляется сопротивление 3,0 кР. Фиксируются : количество оборотов, темп, ЧСС через каждые 15 секунд. Эргометр связан с компьютером, что позволяет спортсмену следить за выполнением своей работы. Все данные, полученные в различные периоды подготовки хранятся в памяти ЭВМ. Поэтому не представляется больших трудов увидеть динамику подготовленности гребца в процессе многолетней подготовки. Для попадания в сборную команду Италии мы ориентируемся на следующие данные. Для гребцов старше 23 лет, мощность должна быть 385 Вт, число оборотов 4600; для гребцов 18-22 лет соответственно 365 Вт и 4400 оборотов; для легковесов и юниоров 335 Вт и 4000 оборотов.

Для определения анаэробного порога мы пользуемся тестом Конконни. Известно, что тест был создан для бегунов. Однако, мы попробовали выполнять ступенчатую нагрузку на эргометре и в лодке. Оказалось, что величины ЧСС при одинаковых мощностях в лодке были выше, чем на эргометре.

Тест на техническое мастерство сдается спортсменом следующим образом. Он рассказывает о том, что гребец подразумевает под словом техника гребли. Далее он садится в гребной бассейн и показывает как надо грести. После он дает оценку своей гребли на эргометре в тесте и в лодке по видеозаписи.

Тестирование психической деятельности осуществляется у нас анализом 272 ответов, на которые гребец отвечает. После чего на спортсмена составляется психологический портрет.

6. Использование среднегорной подготовки

Итальянские спортсмены используют среднегорную подготовку только перед Чемпионатам мира. Существуют много исследований, где ученые доказывают преимущество среднегорной подготовки, по сравнению с равниной. Так, исследователи доказали, что после 3-х недельной тренировки на высоте, показатель МПК увеличивается на 6%. Мы, однако, не получили таких результатов. В связи с этим, мы сделали вывод о том, что исследуемые спортсмены не были достаточно подготовлены, поэтому прирост оказался высоким. В наших исследованиях мы получили прирост 1-2%. Но в связи с тем, что еще существует ошибка метода, то мы считаем, что показатель МПК практически не изменяется при переезде в горы. Мое мнение таково, подготовка в горах может быть эффективной лишь в 3-х случаях:

  1. Перед горной подготовкой спортсмен должен быть хорошо тренирован.
  2. Тренировка должна проходить на высоте 800-2100м и не выше.
  3. Длительность сбора должна составлять 3 недели.

В течение 3-х недельного цикла подготовки в горах решаются следующие задачи:

  1. 1 неделя – акклиматизация.
  2. 2 неделя – адаптация к нагрузкам, которые были на равнине, но с более продолжительным интервалом отдыха.
  3. 3 неделя — адаптация к нагрузкам, которые были на равнине.

Понятно, что тренировка в горах предъявляет повышенные требования к организму гребца, поэтому в интервальных тренировках на воде необходимо увеличивать паузы отдыха между повторениями. Чем быстрее спортсмен адаптируется к тренировочным режимам, которые он выполнял на равнине, тем лучше. Естественно, спортсмен при подготовке в горах не должен терять технического мастерства.

Вследствие больших напряжений организма гребца в горах, необходим тщательный контроль за состоянием спортсмена. Мы контролируем параметры крови. Два раза в день проверяем вес тела гребца, вследствие большой потери жидкости. За 5-6 дней перед поездкой в горы проводится тест на эргометре «Гессинг» с мощьностью 80% от максимального индивидуального значения в 6-ти минутном тесте. Регистрируются показатели темпа, оборотов, ЧСС, лактат. В горах на 5-6 день тест вновь повторяется. Второй тест в горах проводится в средине сбора. Подготовка считается положительной, если на ту же нагрузку величины ЧСС и лактата снижаются. Третий тест проводится в конце сбора.

Интересен вопрос о том, за сколько дней необходимо спускаться с гор, чтобы спортсмен мог показать высокий спортивный результат. Ученые предлагают спускаться с гор за 3 недели до Чемпионата мира. Немцы, зная их пунктуальность, говорят, что надо спускаться с гор за 9 дней и 45 секунд. Наш опыт показывает, что если выступать на следующий день после спуска с гор, то результат будет наилучшим. Даже на 3-5 день после спуска эффект подготовки снижается.

Наши гребцы спускались с гор на равнину за 7дней до финала Чемпионата мира. Были случаи, когда спортсмены спускались за 21 день до финальных заездов. Но положительных результатов мы не получили, не смотря на то, что имеются данные о том, что высокая спортивная форма держится в течение 3 недель после спуска с гор. Мы пришли к выводу о том, что наши данные не совпадут с исследованиями других авторов, вследствие того, что изучались разные параметры.


Москва 1990 г. Опытно-полиграфическое предприятие ЦНИИТЭИлегпрома

Москва, ул. Вавилова, 69.

Рисунки взяты из учебника по академической гребле, взятого с независимого сайта гребли России — http://www.rowingru.com/.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо