Краткая история развития гребного спорта

Гребля с древнейших времен занимает одно из важных мест в жизни человека. Для преодоления рек, озер, заливов и других водных преград применялись различные средства передвижения по воде. Многочисленные исторические данные (надписи и рисунки на скалах и пирамидах, материалы археологических раскопок в нашей стране и за рубежом, литературные источники и т.п.) указывают на широкое использование гребных судов в древности. Например, археологические раскопки, проведенные в послевоенные годы в Волгоградской и Воронежской областях, позволили установить, что более чем за 2000 лет до н.э. славянские племена применяли многоместные челны.

Наскальные рисунки, обнаруженные археологическими экспедициями в Сахаре, относятся к V-II тысячелетиям до н.э. и указывают на то, что лодками пользовались племена, жившие по берегам рек и озер, занимающиеся охотой и рыбной ловлей. В долине Нила были найдены рисунки, на которых изображены лодки с сидящими в них гребцами. Там, где около рек и озер были лесные массивы, человек для передвижения по воде приспосабливал стволы деревьев. Из стволов деревьев люди издавна делали челноки однодеревки, долбленки, пироги, обласки и множество и множество других лодок этого типа. Внутренность дерева сначала выжигали, а затем зачищали каменными или металлическими теслами. Изготовленные из крупных деревьев, челноки могли вмещать до десятка гребцов и значительный груз. В степных районах люди научились строить суда, сплетенные из тростника и ветвей. Такие лодки обмазывали водоупорными составами. В северных областях и ряде других мест остов судна делали из связанных сухожилиями кусков плавника и костей морских животных, а затем обтягивали тюленьими шкурами.

Североамериканские индейцы, обитавшие в районе Великих озер, изготовляли лодки из коры крупных стволов деревьев; кору сшивали на концах (на носу и корме) и укрепляли распорками из сучьев (шпангоутами). Получались легкие и устойчивые лодки-каноэ.

В южных странах, например в Древнем Египте, в течение многих столетий строили легкие суда из стеблей папируса. Такие гребные суда хорошо держались на воде и имели большую грузоподъемность. На судах из папируса совершались длительные походы не только по Нилу, но и по Средиземному и другим морям.

Для продвижения лодок сначала использовались простые палки, и только со временем человек изобрел весло с лопастью, которое позволило ему значительно увеличить скорость гребли (передвижения). Еще за 3000 лет до н.э. в Египте изготавливались гребные суда для двадцати гребцов и более. На больших судах гребцы размещались в два и даже в три яруса (биремы, триремы).

Для расширения торговых связей между народами отдельных районов земного шара, а также в военных целях стали изготовлять более крупные гребные суда. Для увеличения скорости больших лодок научились максимально использовать силу гребцов - так постепенно развилась уключинная гребля. На таких лодках за каждым бортом были закреплены определенные гребцы (катерная гребля). Со временем по этому принципу были построены целые торговые флотилии, а также суда (галеры), которые в основном использовались в военном деле.

В конце средних веков в некоторых городах начала развиваться гребля профессионалов-перевозчиков. Часто перевозчики объединялись в специальные цеха. В Лондоне, например, права и обязанности членов цеха перевозчиков (и рыбаков) были оформлены парламентским актом в 1555 г. Цехи и гильдии профессиональных перевозчиков постепенно превращались в транспортные предприятия, создавались специальные лодочные мастерские, выпускавшие быстроходные гребные суда для перевозчиков и частных лиц. Владельцы лодок, арендаторы перевозов и лодочные мастера конкурировали между собой. Успех в значительной мере зависел от судоходных качеств лодок. Первое официальное соревнование для профессиональных перевозчиков было организовано в 1716 г. в Лондоне. Позднее в Англии стали проводиться соревнования и среди любителей.

В ряде русских городов, например в Петербурге, Астрахани, Киеве, успешно развивался как грузовой, так и пассажирский транспорт на гребных судах. Вплоть до 60-х гг. ХIХ века ялики успешно конкурировали с колесным городским транспортом. На этих яликах перевозчики устраивали увеселительные гонки. В 1858 г. впервые была разыграна гонка петербуржских перевозчиков.

Так, на протяжении десятков и сотен лет в разных странах мира постепенно формировались предпосылки для появления спортивной гребли.

 

Гребной спорт (СССР). «Физкультура и спорт» под редакцией И.Ф. Емчука


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо