Краткие данные по истории развития методов обучения (академическая гребля)

Из всех видов гребли (гребного спорта) академическая первая сформировалась, как самостоятельный вид спорта и получила широкое распространение. Первые вышедшие руководства по гребному спорту были посвящены именно ей. В Англии, например, такие руководства имелись уже в первой половине ХIХ в., а в России достаточно полное пособие по гребле на академических судах появилось в 1861 г. Вплоть до Октябрьской революции у нас не было гребных клубов, которые культивировали греблю на байдарке как основной вид. Гребли же на каноэ вообще не существовало. Гребцы на байдарках входили в состав клубов, где культивировалась уключинная гребля и своих руководств не выпускали. Примерно тоже самое происходило в большинстве западных стран. Существовавшая в то время во флоте методика обучения на морских шлюпках была своеобразной. Поэтому, говоря о методах обучения гребному спорту в дореволюционный период, приходится обращаться исключительно к материалам, посвященным гребле на академических судах. Книга Н.Х. Вилькинса («Правила управления шлюпками» Санкт-Петербург, 1861 г.) дает представление о применявшихся в то время приемах обучения. Процесс обучения велся, как правило, в мелких лодках, преимущественно в широких учебных распашных двойках с рулевым (без подвижных банок, с бортовыми уключинами). Так как такие лодки отличались высокой устойчивостью, то необходимости во вспомогательных гребных аппаратах не было. Лишь в последней четверти ХIХ столетия появились гребные аппараты, у которых внутренние плечи весел работали на пружинах. По своей конструкции такие гребные аппараты не помогали осваивать технику, а лишь позволяли тренировать участвующие в гребле мышечные группы.

Обучение в мелких лодках было возможно, во-первых, из-за относительно небольшого в то время количества новичков, а во-вторых, потому что к инструкторской работе привлекались активные гребцы клуба. Тренировка в мелких судах до введения бескилевых лодок и подвижных банок содействовала ускорению темпов обучения. Сто с лишим лет назад новичок, как правило, уже в первый сезон попадал в команду гребцов, участвующих в соревнованиях.

Технике гребка обучали в такой последовательности:

  1. Показ посадки и хвата весла. Преподаватель садился вместе с двумя учениками в распашную двойку (на место загребного) и демонстрировал посадку и хват весла. Затем ту же позу (исходное положение) повторял ученик.
  2. Овладение техникой гребка. Преподаватель выполнял несколько гребных циклов. После этого к гребле приступал новичок. Он выполнял: а) движения полных циклов, но с ведением лопасти на проводке в воздухе; б) движения полных циклов с проводкой лопасти в воде, но с небольшим движением туловища (небольшой отвал без движения на занос); в) гребок с заносом, а также г) гребок за преподавателем, выполнявшим роль загребного.

При разучивании проводки в воде разрешалось смотреть на лопасть. При обучении форме движений тела ставилась также задача «почувствовать сопротивление воды при захвате». Вначале упражнения выполнялись не только при сокращенной амплитуде цикла, но и без приложения силы. Таким образом, принципы постепенности обучения. А также важность роли «водяной» работы выдерживалась еще 100 лет назад.

Появление легких и неустойчивых, бескилевых лодок, а затем подвижных банок в значительной мере усложнило обучение. Введение в 70-х гг. ХIХ в. подвижных сидений не снизило внимания к гребле на неподвижных банках. Длительную тренировку на них считали необходимой предпосылкой для овладения техникой гребли на слайдах. Гребцов начали целый сезон тренировать в учебных лодках с неподвижными банками. По-видимому, помимо методических соображений, здесь действовали и экономические факторы. Из-за недостатка хорошего инвентаря в клубах молодых гребцов длительное время обучали на устаревших судах.

Введение подвижных банок требовало коренного пересмотра техники. Но процесс этот шел очень медленно. Рядовые тренеры, стремясь сохранить старые приемы работы туловища, пошли по пути принудительного обучения этим устарелым приемам, превращая их в самоцель и отрывая тем самым движения тела от «водяной» работы. Постепенно за рубежом движения тела гребца стали отрабатывать не на фоне целостного цикла, а изолированно по отдельным фазам гребка. Фазы стали самостоятельными «кирпичиками», на которых тренеры механически начали строить «здание» гребного цикла. Такого направления еще придерживались в 20-х гг. ХХ столетия. Имело оно место и у нас. В руководствах по академической гребле рекомендовалось разучивать гребок по отдельным частям под команду преподавателя, делая паузу в промежуточных положениях.

При начальном обучении в гребном ящике захват выполнялся на два счета; на «раз» - лопасть весла вертикально опускалась в воду, на «два» - туловище с вытянутыми руками подымалось до вертикали, создавая лопасти упор в воде. Конец гребка отрабатывался на три счета: на «раз» - гребец заканчивал проводку, на «два» - вертикально извлекал лопасть из воды, на «три» - выпрямлял руки и подымал туловище.

В гребле на байдарках до таких крайностей не доходили, но и здесь обучали лишь формам движений тела. До 30-х гг. обучение гребле на байдарках длилось всего 3-4 урока. На протяжении этих занятий гребца учили садиться в лодку и выходить из нее, показывали хват весла и движения рук в цикле (туловище в гребле участия не принимало). А затем гребец предоставлялся самому себе.

Таким образом, в методике обучения гребцов каких-нибудь 35-40 лет назад возник кризис. Он сменился «естественной» школой гребли, искавшей новых методов обучения. Ведущее место среди них заняла наша советская школа гребли.

Было бы неверным думать, что «естественные» школы возникли в результате усилий единичных тренеров-энтузиастов, таких как Стив Ферберн и др. Новое направление в технике гребка и методах обучения и тренировки было вызвано бурным развитием учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Оно сразу захватило все виды гребли. Большая научно-исследовательская и методическая работа уже ряд десятилетий ведется в физкультурных вузах и научно-исследовательских институтах и лабораториях. Правильная методика обучения и тренировки вывела советских гребцов на ведущие места в мировом спорте.

Тем не менее изучение истории развития как зарубежной, так и отечественной методики обучения гребле представляет и сейчас несомненный интерес, так как позволяет:

  • предвидеть тенденции дальнейшего совершенствования;
  • определять требующие доработки вопросы;
  • избегать повторения ошибок прошлого и использовать лучшее из методического наследия.

Так, например, многие методические приемы советские гребцы взяли у Ферберна. Но советская школа лишена его односторонности (Ферберн излишне полагался в обучении на мышечно-суставное чувство гребца). Признавая огромную роль «темного» (по определению И.М. Сеченова) мышечно-суставного чувства, наша школа гребли стремится связать процесс создания двигательных стереотипов гребца посредствам органов чувств с сознанием (при гребле перед зеркалом в бассейне спортсмен зрительно запоминает форму движений, обеспечивающую мышечное ощущение эффективности гребка, а при захвате воды он добивается определенного звука воды и т.п.).

Развитие в гребле биомеханических исследований и применения радио и телеметрии открывает широчайшие возможности в этом же направлении. В недалеком будущем, несомненно, появится возможность еще более эффективно направлять формирование двигательных навыков гребцов.

 

Гребной спорт. Под редакцией С.К. Фомина. СССР. Издательство «ФиС» 1966 г.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо