Краткие исторические сведения о развитии методов тренировки в гребле

Зачатки системы тренировки гребных команд имелись еще в ХVII-ХVIII вв. в военных флотах ряда государств. С давних времен показателем уровня боевой подготовки на кораблях была также гребля. Отдельные эскадры и корабли соревновались между собой на постановку и уборку парусов, на быстроту гребли во всевозможных классах корабельных шлюпок. Сведения о том, как готовили матросов для шлюпочных состязаний до нас не дошли. Надо полагать, что средства тренировки не отличались разнообразием и сводились к работе в лодке.

Профессиональным гребцам-перевозчикам, целыми днями трудившимся на веслах, было не до тренировок даже в тех случаях, когда для них устраивали гонки на денежные призы. (Венеция, Лондон, а в ХVIII-XIX вв.-и Петербург). Подлинная система тренировки (на уключинных судах) начала складываться лишь с первой четверти прошлого века в Англии. В этот период пароходы пришли на смену перевозчикам. Те, кто не изменил своей профессии (в основном владельцы перевозов и верфей), постепенно превратились в гонщиков-профессионалов и тренеров. Параллельно стала развиваться спортивная любительская гребля.

Для тренировки гребцов начали использоваться опыт подготовки культивировавшегося в Англии профессионального и любительского бокса, имевшего в тот период разработанную систему тренировки. Из Англии приемы тренировки были вскоре перенесены в США и Европу, в том числе и в Россию. В 1861г. в России вышло руководство по академической гребле Н.Х. Вилькинса. Автор достаточно подробно описывает современную ему систему тренировки. От гребцов требовалось строгое соблюдение режима дня. Вставали в 6 часов утра, принимали холодный душ или делали обтирание. Затем проводили прогулку или пробежку, постепенно переходя в ходе тренировки на один бег. Скорость бега в свою очередь раз от раза увеличивалась., дистанция же доводилась до 15 верст (16 км). Однако дозировка всегда согласовывалась с самочувствием спортсменов. Для развития дыхания применяли короткие скоростные пробежки.

Тренировка в лодке проводилась один или два раза в день. При двухразовой тренировке вечером гребли «меньше и не так сильно». Скорость и расстояние постепенно увеличивались до тех пор, пока «каждый гребец не будет в состоянии прогрести все назначенное для гонки расстояние или равное ему с наибольшей скоростью. Тренироваться рекомендовалось в спаррингах. В ходе подготовки последовательно решались следующие задачи: сперва научить хорошо грести каждого гребца; затем «сгрести» команду; наконец, когда эти задачи решены и «предварительными упражнениями мускулы достаточно укрепились», «ежедневно в известное число минут без малейшего отступления проходить пространство, равное тому которое назначено для гонки. Даже, еще вернее, превышать это пространство».

При сгребании темп для лодок той эпохи (клинкеров с неподвижными банками) был невысок: до 30 гребков в минуту. Требовали не столько силы, сколько равномерности проводки. Сгребание заканчивали недели за три до дня соревнований. На занятиях тренер все время работал с секундомером. Темп постепенно повышался до 38, 39, 40 и более гребков в минуту. «На протяжении трех недель, -как писал автор, - главное основное правило состоит в том, чтобы ежедневно в известное число минут без малейшего отступления проходить пространство, равное тому, которое назначено для гонки. Даже, еще вернее, превышать это пространство… приучаться к усталости ежедневно». Но при этом требовалось, «чтобы уже через четверть часа гребцы чувствовали себя способными повторить всю проделанную работу». «Если будет замечена усталость хотя только в части экипажа, то благоразумно давать частное некоторым гребцам, либо общее всем отдохновение», - писал Вилькинс.

Через 28 лет в Москве вышло второе руководство в вопросах тренировки и оно стояло на тех же позициях. Для своего времени оба руководства были разработаны довольно тщательно. Между тем достижения русских гребцов во второй половине прошлого и начале XX столетия значительно уступали зарубежным. Объяснялось это недостатками тренировочной системы, ничем не уступавшей западной (откуда она и была заимствована), а крайне слабым развитием гребного спорта. В России почти совсем не проводились соревнования. Тренировались обычно лишь два раза в неделю, проходя расстояние от клубных бонов до старта и обратно, т.е. 3-4 версты (за неделю проходили около 30 км.) Команды составлялись от случая к случаю. Лишь к концу первого десятилетия ХХ века деятельность гребных клубов оживилась. Но первая мировая война оборвала этот процесс.

С возрождением академической гребли после Октябрьской революции в первой половине 20-х. гг. появились различные отечественные статьи и руководства (Гуд В.И. Руководство к гребле и парусному плаванию (редкое дореволюционное издание о парусном спорте, изданное в России и написанное российским автором. Автор книги – Василий Иванович Гуд, секретарь Высочайшего утверждённого Московского Речного Яхт-клуба. Издание посвящено Вениамину Ивановичу Ахшарумову (1826-1907), почетному командору Московского речного яхт-клуба, приз имени которого учреждён с 1896 года. Книга состоит из вводной части, описания плавания под парусом и приложения о плавании. В первой, вводной, части говорится об устройстве лодок, весел, правильной посадке, приёмах и ошибках в управлении). Усиков П.Т., Лазак В.В. Гребной спорт, Ленинград, 1925г. (Школа физической культуры под общей редакцией проф. В. Игнатьева и д-ра М. Романова. Выпуск 13-й. В. Лазак и П. Усиков Гребля Краткое руководство по технике гребли, организация гребного спорта и гребных станций. Издательство ЦК Ж.Д. Гудок 1926 год. Тираж 5070. 104).

Но ничего нового они в излагавшуюся ранее схему подготовки команд не внесли. Наиболее полно и последовательно руководство автора П. Усикова, который предлагает нагрузки, значительно уступающие рекомендациям старых руководств. Это объясняется общей направленностью книги, рассчитанной на потянувшуюся в спорт советскую молодежь.

Основным недостатком дореволюционной системы тренировки являлась бедность методов тренировки на воде. По существу, применялся лишь один из них-равномерный (однако включались спурты и финишные ускорения). Правда различие между работой над скоростью, скоростной и силовой выносливостью. Например, в книге «Охота и спорт» (под общей редакцией Ивашенцева, Санкт-Петербург, 1898г.) написано, что проходимые на тренировках дистанции должны меняться в зависимости от решаемых задач. Сперва рекомендовалось на коротких отрезках развивать быстроту и лишь затем пытаться проходить с той же скоростью полную дистанцию. Методы подготовки гребцов на переменных скоростях тогда не были известны. Долго не знали из и советские гребцы, освоившие переменную и повторную греблю лишь после 1945 г.

Применявшиеся старой школой средства общефизической подготовки сводились в основном к бегу и были рассчитаны на развитие сердечно-сосудистой системы. Если иногда в руководствах и упоминается о тренировках с гирями, то в целом тренировки в других видах спорта: коньках, хоккее с мячом, лыжах, реже в борьбе или тяжелой атлетике. Многие гребцы занимались гимнастикой на снарядах в обществе «Сокол» и др. Для специальной физической подготовки зимой долгое время применялись комнатные гребные аппараты разных систем. С середины же 20-х гг. на Западе, а затем у нас стал известен ряд специальных упражнений, применявшихся для развития участвующих в гребке мышечных групп (А.Ф. Филимонов, Предварительная тренировка гребца. Известия ФК, 1927 г.). В 30-х гг. общая физическая подготовка постепенно начала занимать в системе тренировки гребцов видное место. Уже для поступления на гребное отделение Высшей школы тренеров Центрального института физической культуры надо было сдать ряд весьма серьезных нормативов.

После Великой Отечественной войны большую роль в развитии методики тренировки сыграли ленинградские гребцы на байдарках и народных лодках, а также два коллектива гребцов на академических лодках: «Крылья Советов» в Москве и «Красное знамя» в Ленинграде (тренеры А.М. Шведов и А.Н. Шебуев, Москва, и Б.С. Бречко и В.А.Савримович, Ленинград). В вышедшей в 1950 г. книге Г.М. Краснопевцева и Ф.М. Кузнецова «Народная и байдарочная гребля» изложена сохранившаяся и сейчас периодизация, а в число тренировочных методов включены переменный и повторный.

Впервые новая методика была изложена в 1955 г. на Всесоюзной методической конференции тренеров гребного спорта Г.М. Краснопевцевым и Б.С. Бречко. В 1957 г. вышло руководство А.И. Шведова и А.Н. Шебуева «Академическая гребля», где подробно рассматривались все вопросы тренировки гребцов-академистов. В настоящее время происходит дальнейшее совершенствование тренировочного процесса-общий объем и интенсивность тренировок повышается, увеличивается время, отводимое на развитие скоростных качеств гребцов, общеразвивающие упражнения по нагрузкам и темпу выполнения приближаются к специальным упражнениям гребца, подбираются наиболее эффективные тренировочные средства.

 

Гребной спорт. Под редакцией доцента С.К. Фомина. СССР. Издательство «ФиС» 1966 г.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо