Простые гребцовские правила
У гребцов существуют простые истины, правила, о которых нужно
всегда помнить. Этими правилами не стоит пренебрегать. Как учили нас когда-то
старые советские тренеры: на воде гребец не должен суетиться, должен «слушать» лодку,
должен уважать всех, но никого не бояться. Или вот, например, еще: во время
первого выхода на воду, если вдруг получится поймать свой ход, нужно пренепременно
оглянуться и посмотреть нет ли по курсу (за спиной) льдины, бревна, баржи,
буксира или опоры моста.
Многократно прослушивая эти простые правила, рассказанные
мне моим отцом тренером, я, казалось-бы знал все наизусть. Но всякий раз в пылу
азарта порой также легко забывал все эти простые и важные слова.
Вот как-то раз в Бендерах, в марте 1991 года впервые вышли
на воду. Лодки приехали из Ленинграда не сразу. Какое-то время ждали пока
доковыляет наш старый спартаковский «ЗИЛ» (конструкция) с водителем Володей
Рулевым. Когда лодки приехали тут же бросились на воду. Ленинградцы всегда по
приезду на юг жадно набрасывались на фрукты и также жадно хотели пройти сразу
как можно больше километров на воде. Рукоятки весел обматывали бинтом, чтобы
ладони не превратились в кровоточащее мясо. После настройки лодок, мы, пятеро
из группы парников, спустили свои одиночки на воду. Хотелось скорее проверить
настройку лодки и почувствовать воду. Тренер предупредил, чтобы все были
внимательными, в акватории еще могут оставаться последние льдины. С набережной
возле базы просмотрели Днестр и никаких льдин не увидели. Спокойно вышли на
воду и стали пробовать. Той зимой в гребном бассейне я набрал приличный объем и
уже в марте был очень хорошо функционально готов. Лодка была настроена отменно,
на воде был штиль, поднимался легкий туман. Двигаясь по течению Днестра, я почти
сразу почувствовал свой ход. В какой-то момент мне захотелось сделать ускорение
30 гребков, на 12 гребке мне показалось, что лодка «полетела» и я решил, не
оглядываясь качественно доделать отрезок. И вот, легкий удар по носу лодки,
дрожь и вибрация по бортам, днище корпуса одиночки с шипящим звуком скользит по
льдине пока кормовое перо (киль) не втыкается как штопор в более мягкую часть
льда. Сижу себе без движения на льдине по центру фарватера Днестра. Красота
неописуемая! Дно лодки лежит на тающей кашеобразной поверхности льдины, перо
как фиксатор, а лопасти деревянных весел спокойно лежат себе на ледяной «каше».
Ребята видят все это, останавливаются, заливаются от смеха, понимают, что первый
день прошел не зря, что я напрочь забыл гребцовские истины, не оглянулся в тот момент,
когда поймал свой ход. А мне досадно, ведь ход то поймал! С почином! Одна
льдина на Днестре, и почему она именно моя? Расколоть толстый лед днищем лодки не
удавалось, вставать на лед было опасно и поэтому единственным способом стащить
лодку на воду было толкать за нос и тянуть за корму. Главное освободить перо
(киль), а дальше дело знакомое. Довольно долго пришлось моим товарищам по
очереди толкать и тащить лодку, то за нос, то за корму. И вот наконец перо
освобождено и корпус судна снова не торопясь погружается в холодную воду
Днестра.
Больше льдин на том сборе никто не видел. Это была
единственная льдина и она в подтверждение нарушенных гребцовских заповедей
стала моей.
С тех пор я всегда оглядываюсь. Особенно, когда чувствую, что моя лодка хорошо пошла. А то ведь вдруг за спиной стоит на якоре безмолвная баржа или того хуже опора моста, ну, например, Ушаковского.
С уважением, Артем Смирнов.