Стиль гребли. Размышления на тему

Вроде бы один вид спорта и, казалось бы, все просто, как дважды два, однако, у каждого тренера чуточку свой подход к процессу подготовки, свой взгляд на понимание гребли, свои упражнения, свои потайные психологические приемы, хитрости и страхи в том числе. Казалось бы, тренеры одной советской школы, а разные взгляды на технику гребли. Но ведь в учебнике гребной спорт все было когда-то написано четко. Что понимается под стилем гребли СССР. Основное положение, рукоятка над коленями, туловище чуть в наклоне вперед, банка и т.д. Между тем множество наших спортсменов и команд гребут по-разному. Я задумался об этом и стал наблюдать за некоторыми уважаемыми представителями советской школы. Очень успешными специалистами, которые подтверждали свои регалии успехами своих команд. Наблюдая за процессом, я обратил внимание на одну особенность. Имея четкое понимание стиля гребли СССР, тренеры создавали экипажи по стилю, который начинал отличаться от классического. Почему это происходило?

Много раз приходилось участвовать в совместных просмотрах различных видеоматериалов: финалы чемпионатов мира, Олимпийских игр, различных регат по гребле. Всякий раз после просмотров тренеры выделяли какие-либо из понравившихся им команд. Например, кто-то говорил: «Обратите внимание на Австралийцев» или «А вот посмотрите какая свободная гребля у Голландцев». Понятно, что тренеры следили за техникой тех команд, которые побеждали или команд, которые были симпатичны по технике. При этом порой в сторону отодвигалось то, что у нас есть своя собственная техника (на которую, как мне кажется опирается и по сей день Дж. Постиглеоне). Я беру видео Вячеслава Иванова 1963 года и финал Олимпийской регаты 1996 года заезд двоек парных, в котором побеждают Итальянцы с загребным Аугустинио Аббаньяле и понимаю, что это один и тот же стиль гребли - стиль В. Иванова. Все тоже самое: «За водой, вода». Очевидно, что нужно очень внимательно изучать соперников и команды из других стан. Но есть один очень важный момент. Ключевой на мой взгляд момент. Тренер обязан точно знать какой стиль гребли он передает своей команде, внушает своей команде. Скажу проще, тренер должен знать точно как нужно и быть уверенным в том, что это правильно. Должен уметь четко сформулировать весь цикл гребка по сантиметрам и заложить это в головы каждого участника команды. Донести так, чтобы с закрытыми глазами все было понятно, что за чем идет и какие мышцы участвуют. Почему это так важно? Порой некоторым специалистам свойственно, приезжая на соревнования и просматривая команды соперников, вдруг начинать восхвалять и восхищаться техникой той или иной команды говоря: «Вот и нам так надо!» На мой взгляд это лишь подтверждает то, что тренер не совсем уверен, находится в сомнении и просто не понимает какой стиль гребли он проповедует. И есть ли у него вообще понимание стиля. Так и хочется подсказать, и показать учебники соавторами, которых были А.М Шведов, А.Н. Шебуев, И.Я. Демьянов, И.Ф. Емчук, В.И. Кирсанов, А.Ф. Комаров, Е.Б. Самсонов и другие ученые, преподаватели и тренеры. (Там все расписано) и сказать посмотрите: «вот стиль гребли СССР (гребля Тюкалова, Иванова, 8+ СССР, Дубровского, Тимошинина, Юкны, Богданавичуса, затем Елисеева, Кулагина, Преображенского, Якушии и других). Этот стиль был взят за основу многими командами. Вот эта гребля, вот этот стиль. Бери его за основу и подгоняй под свою команду! Так собственно и было до поры до времени. Но затем все лучшее, что было у нас забрали в свой арсенал другие, а мы изрядно ослабевшие стали смотреть туда, где раньше, открыв рты изучали опыт наших дедов и отцов.

Мне вспоминается, как уважаемый тренер П.К. Чернов, достигавший успехов, используя стиль гребли СССР, вдруг начал проповедовать стиль гребли Австралии. Скорее он смешивал одно с другим. Этот опыт получился успешным. Интересно, упражнения делали из арсенала Австралийцев, а думали все ребята как учили по-советски. Чернов был тем специалистом, который умел настоять, что именно так правильно! Но эти эксперименты случились в тот временной период забвения, когда были потеряны многие структурные моменты построения процессов, в т. ч. была потеряна единая структура стиля гребли СССР. Старые специалисты начали покидать наш вид спорта. Многие начали смотреть кто куда. То на немецких парников с их иррациональным отвалом, то на итальянцев, то на англичан, то на американцев и датчан. Вот и получилось, что, например, парники из Питера гребли и думали совершенно иначе чем парники из Магнитогорска. Помнится, как еще один очень уважаемый тренер, чей спортсмен имел практически эталонную технику гребли вдруг решил обратить внимание на технику гребли Поляков, феноменальной команды легковесов в 2х. И вот начались искания: «Нам тоже, также нужно грести» и так далее. На мой взгляд, слегка опрометчиво копировать техническую модель, не понимая сути из чего она складывается. Какие силовые, вспомогательные, специальные упражнения использует в процессе подготовки эта команда, какие тренажеры и специфические упражнения есть в арсенале этой команды, какова ментальная сторона этой техники, какова антропометрия тех или иных спортсменов, какова длина рычагов, подвижность голеностопа. Как-то на соревнованиях на гребных эргометрах в Санкт-Петербурге услышал комментарий Николая Пименова (ст.), наблюдавшего за одним из заездов: «Странно как-то получается, все ребята почему-то гребут по-разному, кто через верх, кто вообще в отвале туловища. Не пойму куда ушла старая советская школа?». Или вспоминается еще один прекраснейший тренер (отличный психолог), который вдруг почему-то решил, что его спортсмены должны грести как немцы, чуточку в отвале и обязательно правая рукоятка должна быть выше левой (как у парников ГДР). Затем правда он поменял свои взгляды и снова вернулся к классическому варианту левая над правой. Просто был не до конца уверен в себе и искал плюсы на стороне.

Обязательно нужно учить всех членов команды думать одинаково. С закрытыми глазами все должны чувствовать единый ритм, видеть одинаковый рисунок гребка, проповедовать единый стиль. Но какой стиль? Конечно, нужно учитывать, что сами по себе люди в одной команде могут располагать абсолютно разной длиной ног, туловища, у всех может быть разным соотношение бедра и голени, может быть и абсолютно разной подвижность голеностопа.

Поэтому, в идеале команда и должна формироваться из спортсменов, наиболее подготовленных и подходящих под параметры друг друга. Но как мы знаем и понимаем идеального попадания антропометрий может и не быть (яркий тому пример наша четверка парная победители ОИ 2004, все ребята разные по антропометрии). Вот здесь-то, как раз и начинает действовать принцип единого мышления, принцип единого понимания стиля гребли. Даже если все в лодке разные, а думают одинаково. Одинаково понимают греблю. Вот это вот и есть принцип единого стиля. Гребцы разные, а думают одинаково.

 

Извините, если что не так.

С уважением, Артем Смирнов.




Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо