Тренер на руле учебной лодки

Азы гребной науки хорошо постигать у тренера, знающего толк в технике академической гребли. Ведь как научат в детстве, так и будешь потом грести. Переучивать всегда очень непросто. Мышцы запоминают, запоминает и мозг. Поэтому если новичок попадет в группу тренера, который мастерски владеет приемами начального обучения и изнутри понимает технику, то это будет являться огромным плюсом.

Я приведу несколько живых примеров. Но чтобы лучше понять суть, нужно знать, что раньше всегда существовало негласное правило. Тренер, работающий с новичками, должен в приоритет ставить подготовку крупных экипажей (двоек, четверок, восьмерок) прежде всего для участия в детских соревнованиях. Понятно, что про одиночку никто и никогда не забывал. Это святое. Но выработать единое понимание техники гребли, свой командный стиль, заложить единую техническую основу наилучшим образом можно через греблю в команде. Особенно эффективно получается добиваться результатов, когда тренер выходит с новичками на руле учебной лодки.

Когда каждый в нашей группе новичков уже умел грести в одиночке, наш тренер начинал формирование команд для участия в первенстве города в учебных лодках. Победить в первенстве было очень почетно. Начиная с весны в нашем многочисленном коллективе начиналась борьба за место в экипажах. Парных классов лодок всего три: учебная одиночка, учебная двойка, учебная четверка. Лодок в клубе было немного, поэтому разворачивалась настоящая битва за право выступить в команде. И вот с весны, пробуя разные вариации, просматривая каждого из нас на каждом из номеров наш тренер, выходя на руле ставил нам технику. Это была фантастика. За 10 километров гребли в учебной двойке или четверке мы проходили через огромное количество упражнений, пока не начинали выполнять гребок так как хотел видеть тренер. Самое первое требовалось понять, что такое основное положение. Рукоятки за коленями, корпус чуть в наклоне вперед, банка чуть за спиной, задняя поверхность бедра растянута, фаланги пальцев свободно лежат на рукоятке, большие пальцы обеих рук на торце рукоятки. За рукояткой. Гребок. Баланс четкий. Лица расслабленные, руки свободные. И все за загребным, В-П-Е-Р-Е-Д! Слушаем лодку! Сколько же времени и сил было потрачено на то, чтобы все сидящие за спиной загребного начинали движение мягко за рукояткой, по загребному. Научились следить за движением банки и весла загребного, научились копировать все движения загребного не подгоняя. Сидя на руле, тренер видел все неточности, подсказывал, заставлял выполнить движение правильно. Каждый элемент прорабатывался до автоматизма. Одни руки с паузой над коленом, руки корпус с паузой над коленом, половина подъезда с паузой над коленом, полный подъезд без разворота лопасти. Отталкивание лопасти от воды в конце гребка. Рукоятка до груди, затем руки свободно обратно за колено. Все без разворота. Потом работа по номерам. Два номера, три номера, четыре номера, один номер. По воздуху, по номерам. С закрытыми глазами. Широким хватом, нормальным хватом. Держась двумя пальцами за рукоятку. Обратным ритмом, нормальным ритмом, чередуя. По инерции, с ускорением в конец гребка. С паузой в конце гребка, вывод за колено и пауза, поле колена за рукояткой гребок и опять пауза у груди. Задача была к концу тренировки суметь пройти в четыре номера, непрерывно, четко без остановки определенный отрезок. Например, против течения, от Буддийского храма до «Спартака». Все должны были понять, что нужно использовать массу своего тела для разгона на нос лодки, что нужно грести точно, слушать лодку и не мешать ей двигаться. Так, с конца мая, после школы четыре раза в неделю. Обязательно тренер на руле через тренировку. Потом летний лагерь и тренировки каждый день до первенства города. Очень хорошо помнится, что все наши экипажи стали победителями юношеского городского первенства в учебках на 1000 метров, привозя занявшим второе место командам по «трамвайной остановке».

Всегда с большим уважением относился к методам работы Вольдемара Петровича Дундура. Как же он любил проводить тренировки со своими командами в деревянной учебной четверке. Какие первоклассные загребные были всегда в командах Дундура. Какие техничные команды получались. И сколько же времени проводил Дундур на руле со своими командами разных возрастов, оттачивая каждый гребок до автоматизма, обучая слушать как поет лодка. Помнится, как он внушал своим экипажам и в прямом смысле пел сидя на руле: «А теперь все слушаем мою песню. В-П-Е-Е-Е-Р-Е-Д! Слушаем как поет лодка! Все движение на нос лодки. В-П-Е-Е-Р-Е-Д!» И так по одному гребку пока не понимал, что команда запомнила движение и может пройти равномерно заданный отрезок без ошибок. Даже в свои 70 лет, тренируя восьмерку сборной команды России, Вольдемар Петрович на удивление западных тренеров выходил на руле перед международными гонками, чтобы проверить ход лодки изнутри.

Как-то, Заслуженный тренер СССР Петр Константинович Чернов для успокоения своей команды сказал: «Я знаю то, чего немцы не знают». И в этом есть доля правды. Те тренеры, которых я помню, которые учили нас азам гребли, люди военного и послевоенного поколения однозначно знали то, чего немцы не знали и знать не могли. И не только в жизни, но еще и в гребле. Что тут говорить, если в ГДР за основу начальной подготовки было взято все лучшее из начальной подготовки гребцов СССР. Наверное, не зря. Парадоксально, но факт, тренеры о которых я упомянул умудрялись готовить конкурентоспособные в мире команды из людей, обладающих весьма посредственными функциональными показателями и средними антропометрическими данными, не обладающими лучшими результатами в мире на гребном эргометре.

 

С уважением, Артем Смирнов.

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо