Заложить базу или научить терпеть

Более правильным языком, языком учебников это называется – Многолетнее планирование подготовки юных спортсменов.

Мы будем использовать максимально простой язык с приведением простых примеров.

Очень важно заложить базу и не отбить желание у ребенка-подростка заниматься греблей. Заложить аэробную платформу, на которую затем можно будет добавлять более интенсивные нагрузки, с которыми организм будет справляться и легко восстанавливаться после них.

Задача тренера - привить любовь к нашему спорту, пробудить интерес ученика, заставить учеников поверить в собственные силы. Тут очень важна фигура тренера, арсенал его педагогических приемов, личный опыт и авторитет. Как выстраивает тренер процессы начальной подготовки? Готов ли тренер растить из новичка будущего чемпиона или же тренер готов лишь ставить локальные задачи, а что будет дальше его не волнует? Вспомним, опять же, старых тренеров, которые набирали группу детей-подростков и доводили этих детей до спортсменов мирового уровня. Не юношеского мирового уровня, а взрослого. Что может быть проще, взять и дать парню в 16 лет максимальные нагрузки на штанге, и он тут же «поедет»! Но результат этот будет скороспелым и недолгим. 1-2 года будет результат, а дальше нужно менять методику, и штанга уже не поможет, когда все к 22-25 годам станут равны. Тренер, который растит, будет как можно дольше оттягивать силовую компоненту, стараясь дать спортсмену работу с собственным весом, аккуратно и черепашьими шагами повышать веса в работе с отягощениями, научит правильно приседать, поставит технику бега, научит правильно дышать, делать разминку и заминку и конечно же будет ставить «технику гребли». От основного положения научит правильно использовать вес собственного тела. Научит грести равномерно и по одному гребку, зафиксирует в сознании начинающего спортсмена алгоритм (стадии, фазы) гребка, простыми словами объяснит какие сильные мышцы участвуют в гребке. Будет учить разворачивать весло, грести одной рукой, затем другой, научит свободно двигаться в лодке. Зафиксирует стиль гребли. Стабилизирует движение и постепенно перейдет к развитию выносливости. Надо помнить, что самый благоприятный период для развития двигательной деятельности с 6 до 14 лет. С увеличением скорости может теряться сила, а дальнейшее движение идет за счет координации, ловкости.

Из записок старого тренера: «Задачей детского тренера является создание такой базы для начинающего спортсмена, чтобы он мог в дальнейшем выполнять работу на уровне мировых стандартов. Из детей нужно готовить тружеников. Ребенок должен думать и учиться работать сам, уметь выполнять задания и упражнения. В дальнейшем надо информировать ребят о цели и направленности той или иной тренировки. Ребят нужно объединить одной целью. Они должны быть дружными и помогать друг другу. Для того чтобы развивать специальную выносливость (гипоксия), используя интервальный метод НЕОБХОДИМО ПРОДЕЛАТЬ БАЗОВУЮ РАБОТУ (т. е. ОБЪЕМ)».

Из доклада Беркутова А. Н. (Семинар, Киев 12.10.1976). Этапы подготовки юных спортсменов:

1. Этап предварительной подготовки;

2. Начальная специализация;

3. Углубленная специализация;

4. Достижение спортивных результатов.


1. Этап предварительной подготовки охватывает юных спортсменов в возрасте 12-13 лет.

Задачи: развитие двигательных навыков, становление техники.

2. Начальная специализация длится до 14-15 лет. Задачи: развитие быстроты, ловкости(подвижности), координации, выносливости. Ознакомление с данным видом спорта, участие в соревнованиях для своего возраста, обучение техники гребли через различные классы лодок. Через одиночку (1х), через 2(-/х), учебные лодки, гребной аппарат, гребной бассейн. 65%офп/35% специальная подготовка. Заниматься лучше часто, но недолго. Занятия должны быть интересными.

3. Углубленная специализация. Этап совершенствования качеств ловкости, выносливости, быстроты техники гребли и подготовка к участию в соревнованиях. Этап длится до 15-16-17 лет. 4-5 тренировок в неделю, 12-18 часов в неделю, объем на воде до 2500 км. 50% офп/50% специальная подготовка. Силовые упражнения нужно выполнять ОСТОРОЖНО!!! Нельзя форсировать подготовку.

4. Достижение спортивных результатов. 17-18 лет. 45%офп/55% специальная подготовка. Нельзя форсировать подготовку.

На том же семинаре докладчик Каверин В. высказал чуть отличающуюся от Беркутова точку зрения. По его мнению, доля специальной подготовки у юношей 15-17 лет должна составлять: специальная подготовка 70%/30% офп. Самое главное развитие выносливости.

ЧСС 150-160 уд (70-80% интенсивности)

ЧСС 160-170 уд (80-90% интенсивности). В мае, июне, июле интенсивная гребля 3-4 раза в неделю.

ЧСС выше 180 (100% интенсивности)-незначительно в марте. Добавить май, июнь, июль.

Интенсивная работа в общем объеме специальной подготовки:

25%-70-80% (ЧСС 150-160)

18%-80-90% (ЧСС 160-170)

3%-100% (мах)

Остальное приходится на более низкий пульсовой режим, рекреационная нагрузка ЧСС (120-140).

В июне, июле: уменьшение работы в пульсовой зоне (ЧСС150-160), увеличение нагрузок в пульсовой зоне (ЧСС 160—170 и выше).

Пример теста: 1х300 м (мах)+6х300 м в заданном скоростном режиме. Проделать несколько циклов адаптируясь, увеличивая, поддерживая уровень скорости.

Повторимся, Каверин говорил о юношах 15-17 лет.

Трудно сказать кто прав больше, но из опыта могу с уверенностью сказать, что любую интенсивную нагрузку в юношеском возрасте можно давать, только имея базовую подготовку и высокий уровень общей выносливости, стабильную технику, хорошую весеннюю подготовку на воде. Можно увеличивать интенсивность лишь тогда, кода проведена подготовка сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, проведено 1-2 сезона учебной работы, координация и ловкость позволяют выполнять движения, не теряя технический рисунок. Никогда не стоит забывать, что ребенок еще растет, идет активный рост! Порой за 1 месяц в 14-16 лет мальчик может вырасти на 14-15 см.

Теперь, что касается офп. Например, в Италии, где ребята до 14 лет имеют возможность ежедневной круглогодичной гребли на воде: до 14 лет гребля ТОЛЬКО на веслах-лепестках macon, в учебных лодках, в скифовых лодках, прибрежная гребля. Велосипед, бег, плавание, игры для них - это ежедневное свободное время провождение. Упражнения традиционного офп выполняются лишь тогда, когда нет возможности выйти на воду – и это тренировки со штангой с небольшими весами, системы силовых тренировок нет. В основе доминирует специальная подготовка (примерно 80-90%).


Наши специалисты, которых мне удалось застать, работали в высшей степени профессионально с подростками 13-14 лет. и в педагогическом плане, и в методическом. Прежде чем выйти на воду, всю зиму шла подготовка. Тренировки 3 раза в неделю. Вся разминка проводилась исключительно на улице (готовили сердечно-сосудистую и дыхательные системы). Обязательно беговые и прыжковые тренировки в группе и в различных вариациях заданий, интересные разминки.

Например, бег в группе 2-3 раза по 1500 м (с обязательным финишным ускорением 300-400 м, до тренера), или 2х3 км (старт, равномерный бег группой и финишный отрезок до тренера), или длительная тренировка 15 км (3 острова) с тактическими заданиями-ускорениями, со сменой лидера в группе. После бега обязательно либо гребля в бассейне, либо на гребном плоту - на технику или равномерными отрезками.

Вспоминаю греблю одной рукой в парном бассейне (по очереди правой-левой), двумя пальцами, одним пальцем, гребля по воздуху, гребля с закрытыми глазами, гребля широким хватом. Обязательно: игры на улице, многоскоки 4 по 5 прыжков вперед 4-5 раз, броски камня назад, через себя, из полного приседа (кто дальше), прыжок в длину с места кто дальше 10-15 попыток, горка на перекладине кто сможет больше после каждой тренировки, подъем ног до перекладины - набрать 100 раз, выпрыгивания - набрать 100 раз, баскетбол, броски набивного мяча, упражнение лесоруб с блином 2.5 кг по 30 раз и постепенно к концу зимы до 100 раз. Под наблюдением тренера техническое взятие грифа штанги на грудь (повторения в зависимости от технического исполнения), пистолет на каждую ногу без поддержки 1-2-3-4-5-6-7, напрыгивания на тумбу (только на улице в любую погоду по 2-3 мин), гимнастические упражнения, упражнения на расслабление. Обязательные контрольные соревнования по офп чуть ли не каждую неделю (бег 1500 м, тяга лежа 25 кг – 3 мин, многоскок, подтягивание). Затем кросс гребцов лыжи, бег. Открытие сезона. Тренер мотивировал. Кто в каких учебных лодках будет готовиться к первенству города. Многие сейчас не поверят, но шла борьба за место в учебной лодке. Никто не пропускал тренировки.

Особо тепло вспомним спортивные лагеря, где юноши и девушки после 2 смен лагеря становились призерами и чемпионами первенств СССР. Как сейчас вспоминаю длительные тренировки в спортивном лагере в Карелии. По 20 километров в одиночке в спарринге с 2+, 2х, с остановками на островах оз. Суоярви. Постоянные соревнования и спарринги. Бег по песку в гору босиком, бег по гаревой дорожке босиком, 4-5 разовые горки на перекладине, первенство лагеря по футболу и офп. Соревнования на воде на дистанциях 500 м, 1000 м в разных классах.

Эргометров в арсенале тренеров не было. Хороший инвентарь также отсутствовал.










Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо